Вестник Московского университета

  • Ромакина М.А.

    старший преподаватель, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Объектом исследования М.А. Ромакиной стал начальный период истории первого советского фотоагентства «Союзфото», пришедшейся на 1931-1933 гг., когда был учрежден специальный печатный орган – газета «Фотокор». Именно через публикацию на ее страницах директивных, регламентирующих и образовательных материалов осуществлялся процесс организации фотокорреспондентской сети на территории СССР.


  • Коноплев Д.Э.

    кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

    В представленной статье автор исследует экономическую тематику импортозамещения в отечественных СМИ за весь постсоветский период – с 1991 по 2022 гг. Исследовав обширную номенклатуру (35 агентств и изданий, публикующих материалы по экономической тематике), Д.Э. Коноплев выявляет взаимосвязь между экономическими кризисами и продвижением в российских медиа идей поддержки внутреннего производства. Также он определяет динамику изменения характера аргументации в материалах на эту тему во второй половине 2010-х гг.


  • Белоус Ю.М.

    член Союза журналистов России и Международной федерации журналистов, о. Валаам, Республика Карелия, Россия

    Статья восстанавливает шестилетнюю историю журнала «Музыка» (1910-1916), опираясь на вновь вводимые в научный оборот документы из Российского государственного исторического архива, отдела рукописей Российского национальной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, а также фондов Российского национального музея музыки.

  • Кажберова В.В.

    кандидат филологических наук, научный сотрудник Проблемной научно-исследовательской лаборатории актуальных проблем журналистики факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Перед нами статья, основанная на результатах многоаспектного междисциплинарного исследования актуальной проблемы – «возможности преодоления экстремальных ситуаций в конкретных условиях» – пандемии COVID-19. Цель работы – «выявить степень влияния интернет-пользователей на поведение друг друга по отношению к вакцинации»  от коронавируса. В целом, поведение российской аудитории при взаимодействии в соцсетях характеризуется повышенным (на 20% по сравнению со среднемировым) уровнем киберагрессии. Изучению этого феномена и посвящена данная статья.

  • Казун А.Д.

    кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, старший преподаватель факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

    Во всем мире увеличивается круг людей, сознательно ограничивающих свое потребление информационного контента: так в 2022 г. таковых было 54% в Бразилии, 46% – в Великобритании, 42% – в США, 41% – в России. Однако полностью отрезать себя от новостей в реальности распространения социальных медиа невозможно. Благодаря их всепроникающему присутствию человек сталкивается с феноменом, получивший название «новости-находят-меня». Его изучению в реальности российского медиапространства посвящает свое исследование автор.


  • Бакунцев А.В.

    кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела русской литературы конца XIX – начала XX в. Института мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, г. Москва, Россия

    Данная статья представляет собой предварительные итоги работы Бунинский группы Института Мировой Литературы имени А.М. Горького Российской Академии Наук в рамках проекта «Ранее творчество И. А. Бунина: проза, поэзия, критика, публицистика, переводы (1888--1902 гг.)», запущенного в начале 2022 г. Как явствует из названия, среди прочего автор намеревался собрать и изучить с точки зрения текстологии  и истории литературы ранние критико-публицистические и журналистские произведения Бунина, написанные и опубликованные им в конце XIX – начале XX в. Результаты – перед нами.


  • Бабюк М.И.

    кандидат философских наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Почему может быть интересен для исследователей истории журналистики финансово-экономический аспект работы зарубежных корпунктов советских телеграфных агентств в 1920-е гг.? По ряду причин, полагает автор. Во-первых, он влияет на объем выполняемой работы, а, следовательно, на масштаб и количество советских внешнеполитических коммуникаций. Во-вторых, деятельность отделений за рубежом отличалась от известных хозрасчетных принципов функционирования структур РОСТА/ТАСС внутри страны. Отсюда проистекает качество уникальности, требующее, по мнению автора, «отдельного рассмотрения».


  • Алексеев К.А.

    доцент кафедры истории журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций", г. Санкт-Петербург, Россия

    Одним из белых пятен в истории советской предвоенной журналистики остается становление издательского дела в сфере физкультуры и спорта. Автор утверждает, что значимость этой исследовательской проблемы трудно переоценить, поскольку издательство «Физкультура и спорт» (или «Физкультура и туризм» – так оно называлась большую часть 1930-х гг.) было краеугольным камнем при создании системы советской физкультуры. Именно в 1930-е гг. учреждение и развитие массового спортивного движения было признано важнейшим движителем строительства нового социалистического общества. Без активного участия физкультурно-спортивный печати, выходившей в централизованном издательстве, этот процесс не был бы столь четко организован, полагает К.А. Алексеев.


  • Гикис С.Н.

    кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики, медиакоммуникаций и связей с общественностью, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия

    Объект исследования С.Н. Гикис – контент российских СМИ, основанный на постах в социальных медиа YouTube и Instagram (организация, запрещенная на территории РФ). Предмет же – эволюция опыта использования журналистами «Комсомольской правды», «Российской газеты», РИА «Новости» и РБК ресурсов социальных медиа как источников инфоповодов (в частности, как изменились эти практики в период с 01 июня 2021 по 01 июня 2022 г.).


  • Тихонова О.В.

    кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Слободянюк А.А.

    аспирантка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Свое исследование авторы начинают статистикой Центра независимой журналистики, согласно данным которому в 2021-м году в Молдове 65% респондентов каждый день использовали интернет, 52% составляли регулярную аудиторию телевещания, в пятёрку самых популярных телеканалов входили два русскоязычных – NTV-Moldova и «Первый в Молдове».

    Цель исследования, которую ставит перед собой авторы, – выявить специфику адаптации информационных выпусков российских каналов «большой тройки» к медиарынку Молдовы. Объект – современное информационное вещание России в Молдове, предмет – характерные черты, тематика и жанровое разнообразие эфира, особенности верстки новостных выпусков «Первого в Молдове», RTR-Moldova и NTV-Moldova.

  • Сырков Г.В.

    соискатель, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Круглова Л.А.

    кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Целью, которую ставит перед собой авторы статьи, становится решение проблемы типологизации так называемого «прямого включения» как популярного вида контента в современном радиовещании. В начале работы авторам представляются два возможных ответа. Либо данный тип сообщения является новым, еще не внесенным систематику жанром. Либо прямое включение – это лишь другое название жанра уже существующего. В этом случае речь идет не о вопросах жанрообразования, но о необходимости нейминга.


  • Колесниченко А.В.

    кандидат филологических наук, доцент кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    В своей работе А.В. Колесниченко представляет результаты исследования 20 наиболее популярных сайтов российских СМИ на предмет использования ими в своих публикациях средств мультимедиа. Жанровая палитра, выявленные автором, разнообразна. В нее вошли: новость с видеобэкграундом, новость с репортажной съемкой события, новость с видеоцитатой, новость с видеосюжетом на эту же тему, обзор с видеообзором, обзор с видеоцитатой, аналитическая статья с репортажными съемками, видеоцитатами или аналитическим видеосюжетом и авторская колонка с видеоколонкой, где автор озвучивает текст.

  • Яблоновская Н.В.

    доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций Института медиакоммуникций, медиатехнологий и дизайна, Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

    Статья Н.В. Яблоновской в качестве объекта исследования рассматривает крымскую этническую журналистику 1920-х годов, в качестве же предмета – набор факторов, оказавших влияние на ее формирование. Среди них, помимо общих для прессы СССР идеологических, общественно-политических, экономических и правовых, обнаруживаются и специфические – это особенности национальной политики и традиции издательской деятельности местных этносов.

  • Разумова Д.В.

    кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    В своей работе Д.В. Разумова ставит перед собой важную исследовательскую задачу – изучить приемы манипуляции в социальных медиа с учетом потенциала их воздействия на эмоциональное состояние аудитории. В качестве объекта изучения была выбрана платформа видеохостинга YouTube, известная общедоступностью опции размещения на ней контента. С учетом этой особенности, автор сформулировала интересующие ее вопросы.

  • Бодрунова С.С.

    доктор политических наук, профессор кафедры менеджмента массовых коммуникаций Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" СПбГУ, г. Санкт-Петербург, Россия

    Результатом роста сложности публичных сфер в разных странах, вызванного гибридизацией и массовым добавлением пользовательского контента, стали как пересмотр качества общественной дискуссии, так и изменение статуса публичной сферы в целом. В отличие от классической теории делиберации Ю. Хабермаса, где рост сложности направляет публичную сферу к консенсусу, существующая ныне переоценка вызывает в ней диссонанс. Все больше свидетельств тому, что формирование мнений в интернете обретает не делиберативный, но кумулятивный характер. Концептуализации этого явления посвящена статья С.С. Бордуновой.

  • Выровцева Е.В.

    кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

    Симакова С.И.

    доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

    Топчий И.В.

    кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

    Стремительное развитие пространства современного медиадискурса способствует возникновению как новых потребности общества в получении информации, так и удовлетворяющих их новых форм медиатекстуальности. Их освоением и созданием соответствующего спросу предложения на платформе YouTube занимаются теперь и профессиональный тележурналисты. Конкурируя с социальными сетями и менссенджерами за внимание аудитории, они заняты поиском методик, повышающих эффективность их воздействия на зрителей. Одним из средств здесь становится использование комического.

  • Дускаева Л.Р.

    доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой медиалингвистики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия.

    Объект исследования Л.Р. Дускаевой – метатекст, определяемый как «субтекстовая конструкция, организуемая разноуровневыми языковыми средствами». Метатекст – обоюдоострый инструмент языковый коммуникации: он помогает автору воздействовать на читателя, а читателю – уяснить замыслы автора. Таким образом, метатекст становится средством обеспечения личностно-ориентированной взаимосвязи автора с читателем, позволяя вовлечь последнего «в атмосферу интеллектуального сотрудничества». Соответственно, тому, как этот процесс организуется и какова речевая специфика метатекста в постах телеграм-каналов, посвящает свою статью Л.Р. Дускаева.

  • Фролова Т.И.

    доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Истомина К.Д.

    аспирантка кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

    Целью исследования, которую ставят перед собой авторы – Т.И. Фролова и К.Д. Истомина, является определение состояния дискурса инвалидности (конкретно, глухоты), развиваемого на страницах российской прессы. Предмет исследования – освещение отечественной журналистикой проблемы социальной инклюзии – основного направления поддержки и нового понимания инвалидности, заявляемого в программных государственных документах РФ.

  • Балдицын П.В.

    доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедры медиалингвистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

    В данной статье рассматриваются изменения, происходящие сегодня в «качественной» прессе США на примере журнала «Нью-Йоркер». П.В. Балдицын через изучение визуального и текстуального контекста статей о Дональде Трампе рассматривает критику американского президента как иллюстрацию происходящих перемен. 

  • Колесниченко А.В.

    кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

    С 2000-х годов в журналистской среде ведутся дискуссии по поводу того, как  интернет-блоги вытесняют СМИ. Для большой части подростков основным источником информации о происходящем в мире становятся социальные сети. И действительно, блогеры как производители контента и соцсети как платформы для публикаций успешно конкурируют с профессиональными медиа за внимание аудитории.


Новости 1 - 20 из 36
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец


Наши научные издания
Обратная
связь