Результаты зарубежных коллег
Продвижение исследований поисковых систем: эволюция критики и вмешательства Google
В редакционной статье к спецвыпуску «БДиО» «Состояние критики корпорации Google», авторы дают обзор исследований европейских ученых, посвященных злоупотреблениям американской компании в интернет-пространстве Старого Света. Предметами изучения стали: предвзятость и дискриминация поисковых систем, этика автозаполнения Google, модерация контента Google, коммерциализация аудитории поисковых систем и политическая экономия технических систем. Также в статье представлены европейские разработки по созданию альтернатив Google и законодательным усилиям ЕС в этой сфере. В заключении предлагаются направления дальнейшего поиска решений, такие, например, как инфраструктурное объединение генеративного ИИ корпорации Google с существующими на европейском рынке информационными продуктами.
Одним из популярных ныне способов дистрибуции политического контента в соцсетях стали мемы. При этом, утверждают ученые Одри Халверсен и Брайан Э. Уикс из Университета Огайо, вопросы, кто конкретно делится ими, остаётся не достаточно изученным. Также неясна мотивация тех, кто производит «посевы»: поведенческая ли она, эмоциональная, либо, возможно, она управляется прагматическими устремлениями достичь определенных результатов избирательной, например, кампании? Чтобы найти ответы, исследователи взяли данные опроса, проведенного по их заказу сотрудниками фирмы YouGov среди взрослых респондентов (N=1800) во время президентских выборов-2020 в США. Их интересовали, во-первых, факторы, предсказывающие создание и распространение политических мемов на площадке сети Facebook и, во-вторых, факторы их эффективного распространения там же.
Культурное разнообразие канадского телевидения на примере «Адаптации Кима» канала Cи-Би-Cи
Несмотря на богатые традиции мультикультурализма, которыми по праву гордится Канада, волна телепроизводства под управлением и с активным участием национальных меньшинств начала подниматься в стране лишь недавно. Одним из хитов такого рода продукции стал комедийный сериал с корейским «акцентом» — «Адаптация Кима», выпускаемый Канадской Телерадиовещательной Корпорацией (Си-Би-Си). Созданный в уникальной билингвальной среде Канады, ситком «Адаптация Кима» не только драматично показывает историю семьи корейско-канадских иммигрантов, но также и содержит важный инсайт о том, как тема культурного разнообразия звучит сегодня в эфире канадского ТВ. В данной статье сотрудницы Университета Торонто Шерри Ю на эмпирическом материале первых двух сезонов и с привлечением концепции культурного перевода К. Конвея проводит анализ взаимодействия культур по таким социальным категориям как этническая, расовая, языковая принадлежность, пол и класс.
С появлением генеративных моделей, таких как DALL-E и ChatGPT, искусственный интеллект (ИИ) продолжает захватывать воображение человечества. В то же время опасения в дегуманизации и вредоносности развития этой в наивысшей степени технологичной индустрии продолжают углубляться и усиливаться. Авторы статьи, Жасмина Тачева и Шривидья Рамасубраманиан из Школы информационных исследований при Сиракузском Университете называют эти проблемы эндемичными, то есть не случайно возникшими, а присущими самой природе этой технологии как результат действия взаимосвязанных систем угнетения, на которых построен ИИ. Используя структурную схему империи, как иерархической системы, авторы утверждают, что мы вошли не просто в эпоху ИИ, а в эпоху Империи ИИ.
Читатели книг в цифровую эпоху: практики и медиатехнологии
Основной вопрос, который ставят перед собой авторы данного исследования — выживут ли в ближайшем будущем бумажные книги? Причины, по которым пользователи начинают читать электронные аналоги или предпочитают их традиционным печатным, в основном пока неизвестны. Исходя из этого А. Швабе, Л. Кош, Х. Бумгаарден и Г. Штокер из Венского Университета исследовали демографические и мотивационные различия между читателями печатных и цифровых устройств, а также теми, кто пользует и то, и другое. Авторы дополнительно изучили как саму практику потребления книг, например, объем, предпочтительные жанры, различные ситуации чтения, так и наличие специальных средств для конкретных жанров или определенных ситуаций. Также они ответили на вопрос: изменили ли цифровые средства сам процесс чтения или просто были востребованы определенным типом пользователей. В качестве эмпирической базы исследования авторы провели опрос (n=779) взрослых читателей об их предпочтениях в общении с книгой.
Репрезентации депрессии на самых популярных русскоязычных YouTube-каналах
Прежде всего, следует отметить, что статья социолога Оксаны Михайловой из ВШЭ, опубликованная в декабрьском номере «Convergence», посвящена изучению не просто самых популярных, но самых популярных русскоязычных YouTube-каналов о психологии. К сожалению, это важное уточнение в заголовке работы опущено. При этом статья не лишена научной и практической значимости для более широкого круга исследователей медиа поскольку в ней рассматривается сегмент отечественного видеодискурса о психологическом здоровье (что нечасто для западных научных изданий в настоящее время). С помощью теоретического и тематического анализа эмпирических материалов (345 видео с 2015 по 2021 годы) автор выявляет типологию производителей контента и сравнивает разнообразие подходов в отображении депрессии этими типами. Так же статье дается прогноз развития сегмента русскоязычного тематического видеоблогинга в контексте ограничений, наложенных администрации YouTube на российских пользователей в 2022 году.
Зарождающиеся, лиминальные и возникающие технологии
Рич Линг, сотрудник Наньянского технологического Университета (Сингапур), в своей статье рассматривает теоретические аспекты возникновения и распространения инновации. В первой части текста ученый задается вопросами: что именно представляет собой инновация; кто получает выгоду от ее внедрения; как она меняет институциональную структуру общества? Затем он прослеживает непосредственно процесс возникновения, когда инновация проходит через лиминальную (пороговую) стадию, когда различные социальные группы работают над ее интерпретацией. Свое рассуждение Линг иллюстрирует рассмотрением пути развития различных технологий, таких как печать, цифровизация и искусственный интеллект.
Социально-семиотический взгляд на эмодзи: как взаимодействуют язык и эмодзи, придавая смысл цифровым сообщениям
В этой статье авторы Лоренцо Логи и Мишель Заппавинья представляют социально-семиотический взгляд на смыслообразование эмодзи. Опираясь на теоретическую архитектуру системной функциональной лингвистики (SFL) и мультимодальный анализ дискурса (MDA), авторы предлагают методологическую структуру, позволяющую описать, как эмодзи и язык взаимодействуют в качестве семиотических ресурсов для создания смысла.
Дезинформация, отсутствие информации или переизбыток? Особенности медиапотребления студентов
Данное исследование посвящено медиапотреблению французской молодежи, их интересам в отношении поиска информации и доверию к источникам.
Исследование межкультурной коммуникации в СМИ между Китаем и Россией
В последние годы медиасотрудничество между Китаем и Россией стремительно развивается, становясь важной частью стратегического сотрудничества стран. Но из-за ряда причин, таких как низкий уровень доверия российской общественности к СМИ, возникновение новых ограничений в налаживании межкультурной коммуникации СМИ, а также недостаточное количество китайско-российских обменов в области социальных медиа оказали влияние на дальнейшее развитие медиасотрудничества стран.
Анализ стратегии китайских СМИ в TikTok
В последние годы платформа Tik Tok быстро выросла, став для традиционных СМИ новым каналом для привлечения молодой аудитории. В данной статье анализируются стратегии традиционных СМИ для привлечения новой аудитории, используя Tik Tok.
Эмоциональная составляющая интернет-групповой коммуникации
Эмоциональная составляющая – важная характеристика интернет-групповой коммуникации. Процесс формирования эмоционального уклона происходит под влиянием личных взглядов и мнений коммуникаторов, которые позволяют людям эмоционально реагировать в рамках открытого обсуждения и взаимодействия.
Социальное сравнение как «похититель радости»: как чужие посты в Instagram* влияют на наше эмоциональное состояние
В 2017 году группа нидерландских учёных решила исследовать следующую проблему: как посты (фото с текстовой подписью, которыми делятся пользователи) незнакомых людей в социальной сети Instagram влияют на эмоциональное состояние человека. Поскольку Instagram – наиболее быстро развивающаяся социальная сеть, авторы посчитали важным проанализировать её влияние на эмоции пользователей.
Мировые тренды в исследованиях, посвященных социальным сетям, в сфере психологии: мэппинг и библиометрический анализ
Цель исследования - изучение тренда на публикации, посвященные социальным сетям, в сфере психологии. В частности, исследование учитывает рост количества подобных публикаций, виды публикаций, анализ их цитирования, международное взаимодействие, появление новых тем и обозначение наиболее часто встречающихся терминов.
связь