Цели и риски глобального цифрового сотрудничества
Цели и риски глобального цифрового сотрудничества
5 июня состоялся научный семинар ЮНЕСКО “Наука, технологии, инновации и цифровое сотрудничество”. В ходе мероприятия представители кафедр из стран Европы, Азии и Латинской Америки обсудили значение цифровых технологий в современном мире, модель “открытой науки”, а также Пакт о будущем, который включает такие вопросы, как гендерное равенство, традиционные и местные знания, развитие потенциала, право на науку и международное сотрудничество.
Период с 2024 по 2033 годы именуется исследователями “десятилетием устойчивого развития”, в рамках которого международное научное сообщество призывает мобилизоваться, чтобы ответить на сложные вызовы современного мира, а также и раскрыть потенциал науки в достижении устойчивого развития и обеспечении безопасного будущего для всех. В этом контексте первая часть семинара была посвящена вопросу открытой и инклюзивной науки. Так, Исмаел Рафолс, председатель кафедры ЮНЕСКО по разнообразию и инклюзивности в глобальной науке Лейденского университета в Нидерландах выразил опасение по поводу цифрового прогресса и возможности доступа всех к научному знанию.
ー Да, “плюс” состоит в том, что теперь из любой точки мира мы можем получить доступ практически к любому документу, и для молодых ученых это очень важно. Но при открытом доступе научное знание “обесценивается”, так как обучаемый искусственный интеллект тоже может пользоваться этими ресурсами. И что будет дальше – большой вопрос, ー подчеркнул Рафолс.
Другие спикеры в этой же секции отдельно указали на проблему цифрового неравенства.
ー Открытая наука - это, в первую очередь, международная структура политики и практики, направленная на сокращение разрыва в технологиях и знаниях между странами и внутри них, ー подчеркнул представитель нидерландской кафедры.
Суджата Раман, председатель кафедры ЮНЕСКО по научной коммуникации на благо общества Австралийского национального университета отметил, что в настоящее время в мире слишком много людей, особенно в беднейших и в развивающихся странах, являются уязвимыми и не имеют доступа к важнейшим технологиям, карднинально меняющим жизнь.
ー Чтобы выполнить обещание плана устойчивого развития ЮНЕСКО и никого не оставлять без внимания, наука и техника не могут быть уделом немногих, ー заключил Суджата Раман.
Кроме того, в ходе мероприятия было отмечено, что наука, технологии и инновации также могут углублять различия и модели дискриминации и неравенства. Один из острых вопросов нашего времени заключается в том, как реализовать потенциал новых технологий, одновременно управляя рисками посредством расширения международного сотрудничества. Это занимает центральное место в предлагаемом Глобальном цифровом соглашении, которое будет приложено к Пакту на будущее.
Во Всеобщей декларации прав человека говорится, что “Каждый человек имеет право свободно участвовать в научном прогрессе и его выгодах” – наука играет важнейшую роль в нашей жизни. Право на научное знание также закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. Поэтому силами научного сообщества мы должны укреплять доверие к науке, поощрять междисциплинарность и международное сотрудничество и обеспечивать, чтобы все маргинализированные группы извлекали выгоду из развития науки, технологий и инноваций и могли участвовать в них.
Напомним, что в 2021 году были приняты Рекомендации ЮНЕСКО по открытой науке, которые призывают к открытости взаимодействия с обществом и диалогу между системами знаний с целью продвижения науки как глобального общественного блага и создания более мощных научных систем, которые будут служить всем.
связь