На факультете журналистики МГУ молодые ученые обсудили методики исследования онлайн-дискуссий
6 мая состоялось заседание Клуба молодых ученых факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, которое было посвящено методикам исследования онлайн-дискуссий.
Встречу открыла профессор «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Светлана Бодрунова. Она рассказала о концепции кумулятивной делиберации, предполагающей накопительный процесс обсуждения какой-то проблемы в интернете. По ее словам, общественное мнение формируется постепенно и изменяется со временем. «Это не дискуссия в классическом понимании, это некое накопление совершенно разрозненных мнений, которое происходит во времени. Этот процесс зачастую не рационален, но это не отменяет его значимости. Какие-то бурные обсуждения могут привести, к примеру, к пересмотру определенных реформ», – рассказала Светлана Бодрунова. Увидеть подобные «накопления» можно с помощью методов big data, в частности, благодаря методу «дерева мнений», которое позволяет более детально рассматривать онлайн-дискуссию.
Затем выступила аспирантка СПбГУ Алёна Родичева, презентовав исследование особенностей мнений пользователей социальных сетей в кумулятивных кризисах на примере кейса компании «Вкусвилл». В ходе кризисов многие бренды оказываются под вниманием общественности, которая может выразить свое мнение через онлайн площадку, что приводит к быстрому росту обсуждений в социальных сетях и аккаунтах компаний.
Исследователи СПбГУ попытались выработать критерии для оценки эффективности реакции бренда на кризисные ситуации. Они также исследовали SMM-стратегии, применяемые специалистами, чтобы определить, насколько компания смогла успешно нейтрализовать кризис. Для этого был использован набор данных, состоящий из 161 поста и 989 комментариев пользователей, опубликованных на официальном аккаунте "Вкусвилл" на платформе VK.com. Посты и комментарии были закодированы по девяти переменным, среди которых: пол пользователя, несогласие адресата, наличие агрессии, отношение к бренду и другим.
«Мы пришли к следующему выводу – несмотря на то, что это кризисная ситуация, отношение негативных, нейтральных и позитивных комментариев не так сильно отличалось от предкризисного, – рассказала Алёна Родичева. – Комментарии были преимущественно обращены к собеседнику, бренд практически отсутствовал в обсуждении. Отмечалась большая степень несогласия пользователей, при этом уровень агрессии практически равнялся нулю».
Далее Мария Королева, научный сотрудник факультета журналистики МГУ, рассказала о результатах своего контент-аналитического исследования, связанного с применением пользовательского контента в освещении травмогенных событий российскими онлайн-СМИ. В ее работе было проанализировано 855 медиатекстов из трех СМИ: KP.ru, IZ.ru, Lenata.ru. «На всех платформах у гибридных текстов (с UGC) было больше репостов, комментариев, просмотров. Для сайта KP.ru у гибридных текстов было в три раза больше комментариев на сайте, чем у обычных текстов, и эти различия оказались статистически значимыми», – отметила она.
Клуб молодых ученых факультета журналистики возобновил работу в 2020 году. Заседания проходят один раз в месяц. Это неформальная площадка, созданная для обмена идеями и исследовательским опытом среди молодых ученых. Каждое заседание имеет определенную тематику и посвящено актуальной проблеме в сфере медиаисследований. Формат мероприятия предусматривает выступление как молодых представителей факультета, так и приглашенных экспертов из ведущих социологических центров, научных организаций, медиаиндустрии.
связь