Действительно ли телевидение умирает?

Действительно ли телевидение умирает? 22.06.2022

Действительно ли телевидение умирает?


20 июня на ВДНХ состоялась открытая лекция старшего преподавателя факультета журналистики Романа Александровича Лобашова. Участники обсудили будущее познавательного телевидения. 

В рамках выступления «Настоящее и будущее познавательного телевидения в России» спикер продемонстрировал развитие сектора на примере телеканала «Моя планета». На российском медиарынке на данный момент существуют как федеральные каналы, входящие в первый и второй мультиплексы, так и нишевые, входящие в платные пакеты кабельных операторов. Телеканал «Моя планета» относится ко второму сегменту. 

– «Моя планета» – старейший познавательный российский канал. В этом году нам уже 13 лет, это много. Этот телеканал, пожалуй, обладает самой большой аудиторией в России среди нишевых познавательных каналов, то есть гипотетически доступ к нашему каналу имеют 30 млн пользователей, – отметил Роман Александрович, креативный продюсер телеканала «Моя планета». 

Данный канал выполняет многие функции, которые необходимы на данный момент аудитории. Например, благодаря психотерапевтической и рекреативной функции зрители получают возможность отдохнуть, расслабиться и в какой-то степени успокоиться на фоне обильного потока ежедневных новостей. Кроме того, «Моя планета» несет также и просветительскую, познавательную функцию. Несмотря на то что многие практики любят говорить, что телевидение умирает, ситуация не так однозначна. 

– Все телевидение не умирает совершенно точно, просто большинство контента сегодня меняет свою платформу и переходит в цифровую среду. Сегодня данный сегмент медиаиндустрии не ограничивается только телевизором, к которому привыкла аудитория. И YouTube-каналы, и другие аудиовизуальные ресурсы на различных платформах в интернете – это все тоже является телевидением, – поделился экспертной оценкой лектор. 

Если говорить конкретно о нишевом, познавательном телевидении, то говорить о его конце тоже слишком поспешно. «Моя планета» – это на 50% те программы, которые производятся самим телеканалом. И если до пандемии это были в основном путешествия как за границей, так и в России, то сейчас медиакомпания переориентировалась исключительно на собственное производство на территории России. Остальная же половина контента – зарубежные документальные фильмы, которые закупает телеканал. 

– В этом балансе между собственным производством и документальными фильмами мы достигли правильных пропорций, такого сбалансированного познавательно-развлекательного телевидения. Сейчас сохранять эти пропорции достаточно сложно в связи с определенными трудностями в закупке контента, но у нас пока получается, – рассказал креативный продюсер. 

Далее в ходе своего выступления Роман Александрович отметил несколько тенденций, которые наблюдаются на данный момент в сегменте познавательного телевидения:


  • Познавательное остается познавательным. Главная обязанность таких нишевых телеканалов – давать людям новые знания. Среди аудитории телеканала «Моя планета» до сих пор остается интерес к просветительской функции телевидения.

  • Развитие развлекательной функции телевидения. Данная тенденция является общей для всех телеканалов на протяжении уже 15 лет. В связи с этим появились такие термины как «инфотэйнмент», «сайанстеймент» и другие. Именно развлекательная функция позволяет легче, эффективнее воспринимать информацию.  

  • Гибридизация. На современном телевидении новые форматы уже практически не возникают. Все новое, что мы изобретаем, создаем новые программы – это как правило очень интересные составные аудиовизуальные продукты, которые включают в себя признаки разных жанров. 

  • Оптимизация. Раньше мы снимали все традиционными способами, когда требуется много человек, много техники. Сейчас же становится необходимым то сейчас важно придумывать такие решения, чтобы это было проще, легче, мобильнее. Данная тенденция является отчасти блогерской, сетевой.

  • Аудитория хочет правды. Сегодня в контексте познавательного телевидения зрители очень легко распознают фальшь. Весь выпускаемый вами контент должен быть настоящим, вызывать абсолютное доверие. Зрителя невозможно обмануть. 


В заключении Роман Александрович Лобашов отметил, что будущее у познавательного телевидения действительно есть. Однако какое оно – зависит от тех, кто производит контент, и от тех, кто его потребляет. Телеканалы ежедневно придумывают новые форматы контента, изучают потребности аудитории и проводят серьезную аналитическую работу в целом, чтобы это будущее было светлым. 

– Человека, работающего в индустрии, слушать вдвойне интересно, особенно когда речь идет про состояние телевидения. При этом я не только узнал что-то новое про ТВ, но и получил вдохновение для собственной работы. Лектор напомнил о том, что неинтересных тем просто не существует для истинного профессионала, и подчеркнул, что нужно стремиться к такой работе, которая тебе действительно по душе, – поделился впечатлениями от лекции магистрант 1 курса д/о Юрий Полянский. 



Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь