Конфликты в цифровой медиасреде и изучение цифровой молодежи – РНФ поддержал заявки журфака

Конфликты в цифровой медиасреде и изучение цифровой молодежи – РНФ поддержал заявки журфака 04.04.2022

Конфликты в цифровой медиасреде и изучение цифровой молодежи – РНФ поддержал грантовые заявки журфака

Российский научный фонд объявил победителей конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». Исследователи факультета журналистики получили грантовую поддержку. 

Научный коллектив под руководством декана факультета журналистики, академика РАО, д.ф.н., профессора Елены Леонидовны Вартановой продолжит изучение конфликтов в рамках исследования, посвященного теме «Репрезентация социального конфликта в цифровой медиасреде: стратегии, субъекты и потенциальные риски». В числе участников исследовательской группы не только представители факультета журналистики, но и психологии, а также исторического факультета. Над грантовыми исследованиями будут работать И. А. Асланов, А. Ю. Володин, А. А. Гладкова, А. Н. Гуреева, Д. В. Дунас, А. М. Рикель, А. В. Вырковский, Д. О. Малюченко.

Работа над исследованием началась больше года назад. По словам руководителя, тема конфликта привлекла внимание ученых в связи с развитием новых медиа. В данном контексте участники группы сосредотачиваются на том, что медиа в конфликте имеют много ролей. Они часто его порождают, но при этом, наоборот, представляются силой, которая конфликт регулирует и переводит в конструктивное русло. 

Однако в связи с развитием новых медиа исследователи наблюдают и за ростом уровня конфликтогенности цифровой среды.  Елена Леонидовна отмечает, что конфликты, появляющиеся в медиа, трансформируются в социальные. Они переходят из базовой среды и “выплескиваются” на реальную жизнь. Направлением, которое Московский университет открыл для таких разных, но дружественных факультетов, в качестве перспективной междисциплинарной темы, показалось научной группе крайне актуальным. Внимание конфликтам исследователями факультета журналистики уделялось и ранее, но теперь изучение систематизировалось. 


– Конфликт без медиа не существует, и для многих современных политических и социальных сил стало очевидно, что медиа – это среда и порождения, и эскалации конфликта. Это среда, из которой конфликт может легко выйти в физическую плоскость. И, конечно, когда мы писали эту заявку, мы даже не ожидали, что к моменту объявления результатов эта тема станет еще более актуальной. – прокомментировала Елена Леонидовна. – Мы считаем, что сейчас перед нами стоит важнейшая не только академическая, но и социальная задача – посмотреть как социальный конфликт репрезентируется в медиа,и что с ним происходит, когда к его освещению, интерпретации и иногда даже развитию подключаются медиа.


Также на факультете журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова продолжается изучение медиапотребления «цифровой молодежи». Грантовую поддержку получила научная группа под руководством ведущего научного сотрудника, к.ф.н. Дениса Владимировича Дунаса. В исследовании на тему «Повестка дня социальных медиа: эффекты "разорванной" коммуникации и поляризация медиакультуры в России (на примере "цифровой молодежи")» примут участие С. А. Вартанов, А. А. Гладкова, А. Н. Гуреева, А. В. Толоконникова, Г. С. Филаткина, Д. М. Вьюгина, Е. А. Салихова и Д. А. Бабына. 

Данный грант будет опираться на уже сложившиеся подходы, которые были выработаны в процессе изучения мотивации и особенностей медиапотребления молодежи. По словам руководителя, в рамках этой работы фокус исследовательского внимания переместится на изучение повестки дня социальных медиа и эффекта фрейминга. Исследователи планируют оставить в качестве ключевой аудитории «цифровую молодежь» России и изучить повестку дня, которую формируют для них социальные медиа. Выбор платформ объясняется тем, что именно они составляют основу медиаменю, которое интересно молодежи. 

Денис Владимирович также отмечает, что основная задача исследования – посмотреть, могут ли быть применены какие-либо общие основания для выстраивания типологии медиапотребления. Или исследователи будут говорить о том, что в молодежной среде существует множество оригинальных, индивидуальных и неповторяющихся медиаповесток. Данные результаты научная группа планирует соотнести с эффектами «разорванной» коммуникации и поляризации. 

Исследователи полагают, что во многом эти эффекты детерминированы не столько социальными, политическими, экономическими, стилеобразующими факторами, но также и объясняются особенностями медиапотребления, в том числе, в выстраивании повестки дня. Еще одно новшество, оригинальное научное решение, которое ученые хотели бы опробовать в рамках данного проекта, это не просто выявить повестку дня, но и пойти дальше – посмотреть, способна ли эта повестка дня иметь эффект фрейминга. 


– Мы бы хотели, во-первых, выявить атрибутивные характеристики медиарепрезентации, а, во-вторых, их верифицировать: как аудитория интерпретирует те или иные сообщения. Таким образом, наше исследование предполагает такую трехступенчатую программу. – поясняет Денис Владимирович. – Во-первых, это изучение повестки дня социальных медиа и выстраивание типологии. Во-вторых, это выявление атрибутивных характеристик и формулирование фреймов. В-третьих, этап верификации фреймов с помощью качественных исследований самой аудитории цифровой молодежи.


Российский научный фонд ежегодно проводит конкурс проектов, в рамках которого научные коллективы получают поддержку своих исследований. В этом году было поддержано 850 проектов, планируемых к реализации в 2022 –2024 годах с последующим возможным продлением срока выполнения на один или два года.



Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь