Встреча в рамках цикла «Литературные среды»: жанр автобиографии в литературе XX века

Встреча в рамках цикла «Литературные среды»: жанр автобиографии в литературе XX века 30.07.2021 21 июля прошла встреча в рамках цикла «Литературные среды», который проводится факультетом журналистики совместно с лекторием ВДНХ «Знание». Лекцию «Жанр автобиографии в литературе XX века» провёл профессор, заведующий кафедрой медиалингвистики факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук Павел Вячеславович Балдицын.

Лектор отметил, что истоки жанра автобиографии находят в вавилонской культуре: в частности, известный исследователь этого направления Георг Миш в своих работах говорил об античной автобиографии. Однако всё же принято считать, что жанр сложился всего два столетия назад, на рубеже XVIII и XIX веков, когда увидела свет «Исповедь» Жан-Жака Руссо (1782), с которой начинается истинное автобиографическое стилеописание в литературе. Вскоре были опубликованы похожие по форме произведения: «Мемуары» Бенджамина Франклина (1792) и «Поэзия и правда» Иоганна Вольфганга Гёте (1811).

«Все эти три автобиографические произведения — они не были окончены. Это вообще особенность жанра — infinito, он не может быть окончен, потому что конец биосу, то есть жизни, кладёт только смерть, — подчеркнул Павел Вячеславович. — А ведь слово автобиография подразумевает, что человек описывает свою жизнь сам».

Довольно долгое время у этого литературного направления было немало противников, среди которых не утихали споры относительно того, имеет ли он право на существование. Так, во Франции в конце XIX века, после выхода дневников братьев Гонкуров, а затем и автобиографических книг Стендаля, разгорелся спор, можно ли считать литературным жанром автобиографию. В защиту этого направления выступил писатель Анатоль Франс, который обнародовал настоящий манифест во славу автобиографии в ргазете «Тан»: «Тех, кто говорит о себе, принято стыдить. А между тем никто лучше их об этом не скажет».

В конечном счёте, развиваясь, этот жанр достиг расцвета в двадцатом столетии, когда публика с жадностью читала исторические изыскания, а больше всего жаловала биографии, мемуары и автобиографии. И всё же автобиография стала полноценным художественным жанром литературы: достаточно вспомнить такие замечательные образцы, как Автобиография Марка Твена или «История моего современника» Владимира Короленко, автобиографическая трилогия Максима Горького или книги Владимира Набокова, Эрнеста Хемингуэя и многих других литераторов.

«Автобиография как описание собственной жизни вместе с тем обнаруживает ряд конструктивных противоречий: в ней авторское "я" выступает одновременно субъектом и объектом рассказа и, кроме того, истина порой смешана с вымыслом», — подытожил Павел Вячеславович.

Текст: Андрей Кленин.
Фото: Виктория Иевлева, Анастасия Лизина, Дарья Илкевич.

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь