Блогеры как участники цифровой медиасреды: вопросы этики и границ социальной ответственности

Блогеры как участники цифровой медиасреды: вопросы этики и границ социальной ответственности 12.12.2020 1 декабря факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова и Российская академия образования при поддержке Форума «Петербургский диалог» провели круглый стол «Медиаобразование: от цифровых джунглей к цифровому обществу».

В приветственном слове Зинченко Юрий Петрович, президент Российской академии образования, член российского Координационного комитета Форума «Петербургский диалог», отметил, что в век цифровизации, когда процессы перехода от аналоговых технологий становятся максимально быстрыми, необходимо остановиться и осмыслить возникающие проблемы. «Мы задались целью узнать, как современная журналистика, новые медиа переходят в цифровой формат и какие новые задачи должна ставить перед собой медиаподготовка, чтобы сохранить уже наработанный опыт, а также развить новые форматы обучения. В этом контексте мы не могли обойти вниманием представителей блогосферы», — объяснил Юрий Петрович.

Он напомнил, что открытым остается вопрос о создании безопасной цифровой среды и связанные с ним вопросы этики, фейков и кибербуллинга.

С Юрием Петровичем согласился Вильфред Бергман, член учёного совета Европейской академии наук и искусств; руководитель рабочей группы «Наука и образование Форума «Петербургский диалог» с германской стороны. По его мнению, дигитализация имеет как позитивные, так и негативные стороны: «В цифровой среде очень трудно помешать распространению негативных комментариев, фейкньюс, недостоверной информации, более того, у такой информации будет сразу же колоссальная аудитория. При этом никаких адекватных методов реагирования на такие проявления у нас на данный момент нет».

Своим мнением о развитии и внедрении цифровых технологий в медиасреду поделился Максимцев Игорь Анатольевич, Ректор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, руководитель рабочей группы «Наука и образование» Форума «Петербургский диалог»: «Сегодня любой человек, владеющий съемками на смартфоне и умеющий так или иначе подавать информацию в сетях, является тем, кто формирует общественное мнение. И не всегда этот человек действует по тем цивилизованным правилам, по которым бы мы хотели». В этой связи, как отметил Игорь Анатольевич, вопрос о «цивилизованной» работе в цифровой среде остается самым актуальным и требует длительной проработки во всех сферах.

Модератором встречи выступила Вартанова Елена Леонидовна, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, профессор.

В приветственном слове Елена Леонидовна отметила: «Сегодня медиа это уже больше, чем просто технологии, каналы, платформы, системы дистрибуции. Это особое социальное пространство, в котором проявляются свои институты, свои структуры и в котором существуют свои правила поведения и даже своя культура и, возможно, складывается своя этика, которая зачастую может отличаться от профессиональной или даже общечеловеческой».

С докладом «Цифровая демократия и онлайн-образование» выступил Пую Анатолий Степанович, Директор Института «Высшая школа журналистики» Санкт-Петербургского государственного университета. «Под цифровой демократией понимают новую форму демократии, при которой граждане участвуют в процессе государственного управления с помощью цифровых технологий», — объяснил Анатолий Степанович.

Как отметил учёный, развитие цифровой демократии в системе образования дает ряд преимуществ: обеспечение равного доступа к образовательным ресурсам, обеспечение транспарентности, общественного контроля, обратная связь между обучающимися и администрацией учебных заведений, обеспечение возможности для самоорганизации студенческого самоуправления и т.д.

Однако внедрение цифровых технологий в образовательный процесс вызывает такие проблемы, как обеспечение безопасности, защита ресурсов от хакерских атак, несанкционированного доступа, фальсификации данных, распространение вредоносной или запрещенной законом информации во внутренних сетях учебных заведений, риск кибербуллинга студентов и преподавателей, нарушение дисциплины обучающимися при проведении дистанционных занятий и др.

Таузенд Ульрих, референт по вопросам медиапедагогики, Институт медиапедагогики (Мюнхен), рассказал об опыте использования виртуальных игровых пространств для борьбы с фейкньюс и hate speech. Проект Play Your Role, реализующийся при поддержке Европейского Союза, содержит в себе 15 концепций мастер-классов, основанных на игровых методах и направленных против риторики ненависти. «Необходимо просвещать людей в вопросе Hate speech, объяснять им, какие последствия может вызывать риторика ненависти», — полагает Тузенд Ульрих. — «В рамках вузовского образования нужно развивать у учащихся навыки определения риторики ненависти, рассказывать о возможных способах борьбы с этой проблемой».

Загитова Юлия Робертовна, Секретарь союза журналистов России, автор телеграм-канала Breaking Trends, попыталась ответить на вопрос: «почему журналисты уходят в блогеры?». «Популярные журналисты "уходят" с телевидения и интернет-медиа в социальные сети, чтобы увеличить свою аудиторию. Популярные блогеры "идут" в традиционные медиа, чтобы получить новую аудиторию, которой нет в социальных сетях», — объяснила Юлия Робертовна.

Уход Ксении Бородиной в блогосферу дал ей следующие преимущества: получение новой аудитории, которая не смотрит телевидение, управление собственной контент-сеткой, создание нового медиаресурса, увеличение заработка за счёт размещения рекламных интеграций с брендами, продажи одежды, косметики, информационных продуктов, получение статуса лидера мнений. Переход в традиционные медиа позволил Насте Ивлеевой расширить аудиторию подписчиков, увеличить собственную привлекательность для массовых брендов, которые размещаются на традиционных медиа, осуществить мечту, получить контракты на фильмы и передачи, «легализоваться» в медийной тусовке и расширить круг общения – заключила Загитова.

Грассль Михаэль, Шютценедер Йонас, научные сотрудники кафедры журналистики, I Католический университет Айхштетт-Ингольштадт, выступили с докладом «ТикТок как развлекательный видеоблог». Журналистика живет сейчас за счёт новых возможностей коммуникаций и цифровых платформ. В этой связи возникают следующие вопросы: как предоставлять информацию молодой аудитории и какие нужны компетенции для эффективной работы с новыми цифровыми платформами. «Здесь необходимо разделять навыки работы с медиа и коммуникационные навыки. Заниматься развитием компетенций, позволяющих существовать в цифровой среде, необходимо еще в рамках школьного образования», — считает Грассль Михаэль.

Нигматуллина Камилла Ренатовна, заведующий кафедрой цифровых медиакоммуникаций Института «Высшая школа журналистики» СПбГУ, рассказала, откуда современные журналисты берут этические принципы и чему могут научится у них блогеры. По мнению Камиллы Ренатовны, блогерам нужна этика, так как они работают с героями, источниками информации, партнерами, аудиторией и «чувствительными» для неё темами.

Что могут сделать блогеры: принять общий этический кодекс, разместить личный кодекс на странице, то есть стать прозрачными, обсуждать этические кейсы публично, то есть сформировать «профессиональный» дискурс, взаимодействовать с аудиторией по чувствительным вопросам: ориентироваться на реакцию лояльных читателей и общий контекст. «Сегодня прозрачность — это основа доверия. Доверие — это новая валюта», — подчеркнула Камилла Ренатовна, — «искренность окупается, как бы прагматично это не звучало».

Аллерт Хайдрун, профессор Кильского университета имени Кристиана-Альбрехта, посвятила выступление анализу инструментов формирования исследовательских компетенций медиапедагогов. «Университеты должны разрабатывать концепции не только для междисциплинарного, но и интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов в цифровой среде. Эти концепции должны быть понятны, прозрачны для всех участников образовательного процесса», — объяснила Аллерт Хайдрун. По мнению докладчика, современный учебный процесс и исследования университетов должны органично сочетать в себе классические и современные методики.

По завершении выступлений Елена Леонидовна дала старт дискуссии, в которой приняли участие представители блогосферы. По мнению спикеров, блогинг — это отдельная вселенная со своими правилами, вызовами и трендами.

Так, по словам Софьи Бронтвейн, шеф-редактора сайта GQ.ru, «многие рекламодатели сегодня "смещаются" в сторону нано- и микроблогов, потому что их аудитория более лояльная, более вовлеченная, а, главное, более понятная». С коллегой солидарна Мария Цуканова, член проектной группы по межпоколенческим коммуникациям РАСО, ведущий специалист ЦРОЭК ВЦИОМ, автор инстаграм-страницы mary_murk: «Микроинфлюенсеры хороши тем, что у них есть узкая аудитория, на которую они выходят, и рекламодателям намного проще работать с микроинфлюенсерами, хотя охват у селебрити, макроинфлюенсеров намного больше».

Спикеры подчеркнули, что цифровые технологии открывают перед обществом новые возможности. Ксения Чилингарова, основатель бренда Arctic Explorer, автор инстаграм страницы k-chilingarova, обратила внимание на то, что с приходом диджитал в наш мир первые ряды на показах мод стали занимать люди, существующие в онлайн-пространстве, благодаря цифровизации произошла демократизация индустрии моды. «Онлайн расширяет не только аудиторию, но и круг контрибьютеров», — подчеркнула Ксения.

Юрий Омельченко, автор и ведущий YouTube-канала ARTпатруль, рассказал, как с помощью новых медиа популяризирует современное искусство в России среди молодежи. «Благодаря Инстаграму и другим социальным сетям мы можем нести очень много полезной, качественной информации для молодежи», — отметил Юрий.

По мнению Кристины Колокольцевой, автора инстаграм-страниц ozimkova, ozimkova.food, oz_ozumkova, основные мотивы для создания блога — получение денег и слава. При этом «какую бы цель блогер ни преследовал изначально, если его читают, смотрят, он становится частью медиапространства, он начинает играть роль информатора, комментатора, генератора идей, становится участником, модератором обмена информацией, и здесь появляются понятия ответственности, этики, и здесь заканчиваются джунгли и начинается общество, в котором должны быть определены нормы».

С заключительным словом выступил Борис Анатольевич Карев, член-корреспондент РАО, профессор, исполняющий обязанности академика-секретаря Отделения общего среднего образования РАО: «Многогранность, многополярность и многовекторность Интернет- пространства регулируется лишь косвенно, и те вопросы, которые поднимались в ходе сегодняшней дискуссии оказываются чрезвычайно важными», — прокомментировал Борис Анатольевич. — «Существующая в печатных СМИ цензура более жесткая, чем в социальных сетях, и возникающие в этой связи вопросы верификации, нахождения информации, вопросы информационного медиаконтента, истинности той информации, которая существует в пространстве Интернет, стоят на одном из главных мест в осмыслении медиапространства».

Спикеры круглого стола примут участие в создании документа, в котором выдвинут предложения по улучшению этической обстановки в цифровом медиапространстве.

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь