Репрезентации депрессии на самых популярных русскоязычных YouTube-каналах

 

Прежде всего, следует отметить, что статья социолога Оксаны Михайловой из ВШЭ, опубликованная в декабрьском номере «Convergence», посвящена изучению не просто самых популярных, но самых популярных русскоязычных YouTube-каналов о психологии. С помощью теоретического и тематического анализа эмпирических материалов (345 видео с 2015 по 2021 годы) автор выявляет типологию производителей контента и сравнивает разнообразие подходов в отображении депрессии этими типами. Так же статье дается прогноз развития сегмента русскоязычного тематического видеоблогинга в контексте ограничений, наложенных администрации YouTube на российских пользователей в 2022 году.

В результате анализа русскоязычных каналов YouTube, посвященных обсуждению психического здоровья и, в частности, депрессии было выявлено четыре основных типа производителей контента. Первые — это специалисты по психологическому здоровью, вторые — влиятельные лица и знаменитости, третьи — документалисты и четвертые — экспериментаторы. Несмотря на то, что научно-популярные, религиозные и эзотерические каналы также затрагивают тему психологического здоровья, их смотрят меньше.

Далее автор приводит сравнение с результатами исследований англоязычных видео по той же тематике и на той же платформе. Обнаруженные различия включает в себя в «западном» сегменте: большее количество контента, созданного образовательными и развлекательными каналами, а также его большее жанровое и визуальное разнообразие (Дорендорф и др. 2020). Круг приглашенных экспертов на каналах англоязычного YouTube преимущественно соответствует тому, который присутствует в традиционных медиа (Камингс и Конкл, 2017). Что же касается блогеров-экспериментаторов, то они склонны не освещать такие темы, как религиозная поддержка (Зик и др., 2021), а также чаще критикуют блогеров-знаменитостей, романтизирующих депрессию  (Диксон-Уард, 2021).

Из статьи О. Михайловой становится также понятно, что в англоязычном YouTub’e разговоры о пользе депрессии практически не звучат, тогда как в русскоязычном сегменте они присутствуют. Их не ведут видеодокументалисты или экспериментаторы. Это прерогатива блогеров-звезд или инфлюенсеров, которые продолжают утверждать, что депрессия стимулирует творчество. Присутствие в русскоязычном видеодискурсе рудиментарной апологетики депрессии автор предлагает понимать как результат меньшей антидепрессивной грамотности русскоязычной аудитории.

В целом на самых популярных российских YouTube-каналах репрезентации депрессии соответствуют медицинским представлениям о ней, то есть они основаны на клинической объяснительной модели депрессии (Кляйнман и др., 1978), они также в высокой степени медикализированы (Конрад, 1992), авторы же каналов при обсуждении недуга пользуется канонической медицинской терминологией.

В завершении статьи О. Михайлова касается вопроса о будущем русскоязычного психологического дискурса на платформе YouTube. Здесь прогноз автора неутешителен. В связи с демонетизации российского сегмента в феврале 2022 года видеоблогером, каналам и экспериментаторам, зарабатывавшим на своем контенте, в дальнейшем будет сложнее получать доход. Их психическое здоровье, как и здоровье их подписчиков вследствие этого может ухудшиться. Помимо этого, с уходом блогеров российская аудитория лишается альтернативного взгляда на медицинскую систему обеспечения здоровья госорганами, а также актуальной и неангажированной информации об эффективных методах лечения из большого разнообразия источников, считает автор.

Источник. 

Возврат к списку




Наши научные издания
Обратная
связь