Социальное сравнение как «похититель радости»: как чужие посты в Instagram* влияют на наше эмоциональное состояние

Авторы: Dian A. de VriesA. Marthe Möller, Marieke S. Wieringa, Anniek W. Eigenraam, Kirsten Hamelink

Учёные разделили посты в Instagram* на две категории: 
  • «позитивные посты» –  это фото с наложением фотофильтра и текстовой подписью, несущей в себе положительный эмоциональный заряд. Пользователь, как правило, делится своим хорошим настроением или личными успехами. 
  • «нейтральные посты» – это те же самые (!) фото, но без наложения фотофильтра. Они сопровождаются нейтральным текстом, не несущим в себе какого-либо эмоционального заряда. 

Авторы выдвинули три гипотезы. 

Гипотеза №1: пользователи Instagram*, которые просмотрят позитивные  посты незнакомцев, испытают более негативные (менее позитивные) эмоции по сравнению с пользователями, которые просмотрят нейтральные посты или вовсе их не просмотрят. То есть позитивный пост незнакомца вызовет у большинства зависть или, например, раздражение.  

Гипотеза №2: пользователи Instagram, которые просмотрят позитивные посты незнакомцев, сообщат о более позитивном (менее негативном) влиянии на их настроение по сравнению с пользователями, которые просматривают нейтральные посты незнакомцев или вовсе их не просматривают. То есть позитивный пост незнакомца вызовет у большинства хорошие эмоции.

Гипотеза №3: влияние постов на эмоциональное состояние зависит от особенностей характера конкретного человека, а именно –  от того, насколько он склонен сравнивать свою жизнь с жизнью других людей. 

  • а) Люди с высоким уровнем ориентации на социальное сравнение сообщат о том, что просмотр позитивных постов негативно отразится на их настроении; 
  • б) Люди с низким уровнем ориентации на социальное сравнение сообщат о том, что просмотр позитивных постов позитивно отразится на их настроении. 

Кто был участником эксперимента? 

Итоговая выборка составила 126 участников, из которых:

  • 19% мужчин и 81% женщин;
  • Возраст – от 18 до 30 лет, средний возраст - 21 год; 
  • В среднем участники проводят в Instagram 23 минуты в день.

Как проходило исследование? 

  1. Участников разделили на три группы: каждому члену первой группы показывали по три позитивных поста, второй  –  по три нейтральных, а третьей группе не показывали ничего. 
  2. После этого всех участников попросили сделать собственную фотографию (селфи) и опубликовать её в Instagram*. 
  3. Затем каждому участнику была предложена анкета, в которой его просили описать своё эмоциональное состояние. 

Выводы: 

  • В абсолютном большинстве случаев пользователи, просмотревшие позитивные и нейтральные посты, не сообщили об однозначно позитивных или негативных изменениях их настроения. Таким образом гипотезы №1 и №2 не были подтверждены. 
  • Позитивные посты вызвали некий негатив у людей с высоким уровнем ориентации на социальное сравнение и в то же время положительно отразились на людях с низким уровнем ориентации на социальное сравнение. 

То есть, просмотрев позитивные посты, люди, склонные сравнивать себя с другими, испытали отрицательные эмоции, тогда как те, кто не склонен к сравнениям, – положительные.

  • Нейтральные посты одинаково воспринимались и теми, кто привык сравнивать себя с другими людьми, и теми, кто этого не делает. 

Авторы подтвердили, что, в отличие от их ожиданий, просмотр позитивных постов коренным образом менял эмоции участников в лучшую сторону, но не в худшую. Безусловно, для людей, склонных к сравнению, чужой радостный пост в Instagram становится «похитителем радости». Поэтому учёные призвали не сравнивать свою жизнь с чужой и не лишать себя жизненной гармонии. 

Полная версия: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/15213269.2016.1267647

* Принадлежит компании Meta (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена

Возврат к списку




Наши научные издания
Обратная
связь