Мировые тренды в исследованиях, посвященных социальным сетям, в сфере психологии: мэппинг и библиометрический анализ

Авторы: Sa’ed H. Zyoud, Waleed M. Sweileh, Rahmat Awang, Samah W. Al-Jabi 

Исследование сосредоточено на таких соцсетях как Facebook*, Twitter*, LinkedIn*, Snapchat и Instagram*, которые являются самыми популярными соцсетями в мире. Уже неоднократно были описаны польза и вред, которые приносят социальные сети, в частности, их влияние с точки зрения психологии на самооценку пользователя Так например, предыдущие исследования уже показали, что использование соцсетей может повлиять на желание начать коммуникацию с партнером из бывших отношений, что может привести к эмоциональной измене, что в свою очередь приводит к расставанию или разводу. 

Именно такие исследования побудили продолжить анализ влияния социальных сетей на поведение человека. В процессе анализа стало заметно, что существует чрезвычайно небольшое количество публикаций, посвященных библиометрическому или наукометрическому анализу публикаций в сфере психологии о влиянии соцсетей. 

Авторами исследования было найдено более 10 тысяч публикаций, посвященных социальным сетям, выпущенным в период с 2004 по 2015 годы. С помощью анализа базы данных, на которой хранятся внушительное количество текстов, был проведен поиск по ключевым словам Facebook*, Twitter* и т.д. в сочетании со словом «Психология». В результате было найдено и проанализировано более 959 публикаций, удовлетворяющих эти параметры. 

Авторы выделили наиболее часто встречающиеся термины в заголовках или фрагментах статей: Twitter*, ценность, практика, сообщение, эксперимент, женщина, ассоциация, профиль, личность, экстраверсия, год, риск, впечатление, подросток и другие понятия. Также отдельно были упомянуты темы наиболее цитированных публикаций, среди них:

  • Опыт использования социальной сети Facebook* студентами колледжей (2009)
  • Социальный капитал, самооценка и использование онлайн соцсетей: долгосрочный анализ (2008)
  • Личность и мотивация, ассоциирующиеся с использованием Facebook* (2009)
  • Конструирование идентичности в Facebook*: цифровое расширение возможностей в установленных отношениях (2008)
  • MySpace и Facebook: применение теории использования и удовлетворения для изучения социальных сетей для друзей (2010)

В исследовании анализируется не только тематическая направленность этих публикаций, но и география их появления. Так, наибольшее количество публикаций появилось в изданиях США (57%), а 99% было опубликовано на английском языке. 

В результате исследования, в том числе, были сделаны выводы, что увеличение количество публикаций зависит в том числе от следующих факторов: 

  1. Социальные сети стали очень популярны за последнее десятилетие
  2. Повысился интерес к социальным сетям от разных наук, изучающих здоровье
  3. Возможность более широкого использования Интернета способствует более быстрому распространению медицинских знаний через различные научные исследования.

* Принадлежит компании Meta (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена).
* Twitter — заблокирован на территории РФ с 4 марта 2022 г.
* LinkedIn — заблокирован на территории РФ c 17 ноября 2016 г.

Возврат к списку




Наши научные издания
Обратная
связь