Визуальное представление о людях с избыточным весом в фламандских и голландских интернет-газетах.

По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень ожирения утроился в период с 1975 по 2016 год. Так называемая "эпидемия ожирения" также привела к росту освещения этой темы в средствах массовой информации. Например, в США в период с 1985 по 2003 год внимание СМИ к людям с ожирением возросло в пять раз. Статистические данные, касающиеся освещения этой темы в журналах и газетах в Нидерландах и Фландрии, в настоящее время отсутствуют. Предыдущие исследования показывают, что СМИ в основном объясняют ожирение тем, что набор веса связан с перееданием и отсутствием спорта в жизни человека. В реальности это совсем не так, ведь вопрос веса очень индивидуален. 

Репрезентация в СМИ важна, потому что она влияет на общественное мнение на любую серьезную проблему (в том числе и ожирение). Объясняя причины, последствия и пути решения проблемы лишнего веса, средства массовой информации устанавливают определенные рамки, в которых обсуждается эта тема. Несколько исследований показали, что предвзятость СМИ в отношении веса способствует антижирению, вызывая рост опыта дискриминации по признаку веса, который, в свою очередь, работает контрпродуктивно, когда речь заходит об успешном похудении. Помимо текста, на стигматизацию веса могут влиять и опубликованные изображения. Стереотипные изображения людей, страдающих ожирением, могут иметь стигматизирующий эффект. 

В данном исследовании изучаются следующие вопросы: как люди с избыточным весом изображаются в голландских и фламандских онлайн - газетах об ожирении (2016-2017 годы) по сравнению с людьми без избыточного веса? Можно ли рассматривать изображение людей с избыточным весом как стигматизирующее и почему? Каковы различия между голландскими и американскими газетами в отношении изображения людей с избыточным весом? 

Для работы были отобраны три газеты из Нидерландов (De Volkskrant, Het NRC-Handelsblad, De Telegraaf) и три газеты из Фландрии, голландскоязычной части Бельгии (De Morgen, De Standaard, Het Nieuwsblad). De Telegraaf и Het Nieuwsblad считаются популярными газетами (далее именуемыми "таблоидами"), остальные четыре газеты (De Volkskrant, Het NRC-Handelsblad, De Morgen, De Standaard) в основном ориентированы на информацию (далее именуемые "широкими листами"). Авторы отобрали публикации за двухлетний период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года. Всего было собрано 272 статьи: NRC-Handelsblad: 36, De Standaard: 39, De Volkskrant: 21, De Morgen: 56, De Telegraaf: 44, Het Nieuwsblad: 76). Поскольку некоторые статьи имели более одного изображения, это дало в общей сложности 283 фотографии с изображенными 442 людьми (NRC-Handelsblad: 44, De Standaard: 59, De Volkskrant: 31, De Morgen: 67, De Telegraaf: 75, Het Nieuwsblad: 166.

Результаты исследования показывают, что 68% людей с избыточным весом в голландской и фламандской онлайн-прессе изображаются стигматизирующим образом. Этот процент очень близок к результатам, к которым пришли в американских исследованиях по этой теме (72%). По сравнению с людьми без проблем с фигурой, люди с признаками ожирения в голландской прессе часто изображаются плохо одетыми, без лиц и с акцентом на нижнюю часть живота. Кроме того, люди с лишним весом часто ведут сидячий образ жизни, изображаются как медицинские пациенты и/или носят одежду, которая им не подходит. В отличие от американского исследования, в данной работе было обнаружено, что женщины на фотографиях чаще подвергаются стигматизации, чем мужчины. В США все было наоборот. Авторы работы также пришли к выводу, что дети чаще подвергаются стигматизации, чем взрослые, в то время как американские ученые не обнаружили связи между стигматизирующими изображениями и возрастом. 

Необходимо понимать, что данное исследование имеет несколько ограничений. Во-первых, были изучены только онлайн-статьи на тему ожирения. Остается неясным, видели ли читатели настоящих газетных экземпляров те же самые фотографии. Во-вторых, авторы также не анализировали изображения людей с избыточным весом, которые сопровождают статьи на другие темы, кроме ожирения. В-третьих, эта работа включает в себя всего шесть национальных газет. Большая выборка, которая также содержит другие новостные корпорации, могла бы предоставить больше информации о демографических аспектах.

Средства массовой информации действительно влияют на мнение и отношение к людям с избыточным весом. В новостях ожирение слишком часто описывается чаще всего в негативном ключе, когда набор веса является результатом отсутствия дисциплины человека. Визуально изображая тучных людей ленивыми и неуспешными, вызывая при этом чувство отвращения, эти предрассудки усиливаются. Многие исследования показывают, что стигматизация имеет негативный эффект на пути к успешной потере веса. Вместо того чтобы укреплять стереотипы в СМИ, газеты и журналы могли бы стать менее предвзятыми и постараться изображать людей с ожирением с более положительной стороны. 





















Hedwig de Smaele

KU Leuven, Campus Brussel, Belgium

Ilya Lisser

KU Leuven, Campus Brussel, Belgium

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь