Социальные медиа и подростки: возможности удовлетворения психологических потребностей. Результаты глубинных интервью с российскими школьниками и студентами

Социальные медиа и подростки: возможности удовлетворения психологических потребностей. Результаты глубинных интервью с российскими школьниками и студентами 

В данной статье представлены результаты исследования возможностей удовлетворения основных психологических потребностей подростков в цифровой среде, проведенного группой ученых из Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Россия входит в число стран, где дети и подростки наиболее интегрированы в глобальную сеть. Авторы предположили, что виртуальное пространство сегодня особенно привлекательно для подростков, поскольку позволяет им удовлетворить специфические для их возраста психологические потребности. 

Для проверки данной гипотезы авторами был выполнен ряд последовательных задач. В первой части исследования обобщаются имеющиеся теоретические данные об основных психологических потребностях подростков. Далее, приводятся результаты глубинных интервью с подростками с целью выявления особенностей и мотивов использования ими различных медиаресурсов. На третьем этапе были соотнесены полученные в ходе интервью эмпирические данные с основными психологическими потребностями исследуемой возрастной группы, что позволило доказать гипотезу.

Так, на основе анализа теоретических работ, посвященных изучению полового созревания, был выявлен ряд основных психологических потребностей, характерных для данного этапа становления личности. В список вошли: 1) стремление к знаниям и саморазвитию, желание расширить свой кругозор, получить новую информацию 2) желание «примерить» различные социальные роли, найти собственную идентичность, формирование «Я-концепции»; 3) стремление к проявлению собственной индивидуальности и развитие чувства собственного достоинства; 4) потребность в общении, особенно интимно-личном; 5) необходимость быть частью группы сверстников.

В рамках исследования было проведено 20 глубинных интервью с представителями первого «цифрового поколения» в России. В выборку вошли школьники и студенты из Москвы, Ростова-на-Дону и Нижнего Новгорода в возрасте от 10 до 19 лет (1999–2008 годов рождения). Авторы основывались на наиболее распространенной в России периодизации детства Даниэля Эльконина (1989), согласно которой подростковый возраст во многом совпадает со временем обучения в средней и старшей школе и, наряду с ранней юностью, охватывает возрастной период детей от 10-11 лет до 16-17 лет. Выбранный авторами возрастной диапазон позволил полностью охватить период подросткового возраста, а также раннего юношества.

В ходе интервью основное внимание уделялось мотивам обращения или не обращения к тому или иному контенту на конкретной платформе (телевидение, радио, печать, онлайн). Авторы отмечают, что в данной статье они сосредоточили внимание на социальных сетях и мессенджерах как на основных коммуникационных платформах для современных подростков, хотя исследование охватывало как традиционные, так и новые медиа. Это решение было принято на основе полученных результатов и общих моделях медиапотребления «цифрового поколения».

Вопросы, заданные подросткам во время интервью, можно резюмировать следующим образом: «Вы слушаете радио, смотрите телевизор, читаете газеты, просматриваете веб-страницы, пользуетесь социальными сетями и мессенджерами?», «Если вы все-таки смотрите телевизор, слушаете радио, читаете газеты и журналы, почему вы это делаете? Если нет, то по каким причинам вы избегаете той или иной медиаплатформы?», «При каких обстоятельствах вы обращаетесь к тому или иному контенту или медиаплатформе?», «Для каких целей вы используете социальные сети и мессенджеры? Какой контент вы любите смотреть и почему? Какой контент вы любите публиковать в интернете?», «Чем вы занимаетесь в интернете?».

Итак, исследование показало, что удовлетворение большинства психологических потребностей подростков сегодня действительно переместилось в цифровую среду. Например, интернет отвечает потребностям подростков в получении новой информации и коммуникации, дружбе со сверстниками. При этом социальные медиа выступают не только в качестве платформы для общения, но и для узнавания новостей. Авторы отмечают, что современным подросткам свойственно получать информацию на интересующую их тему из разных источников одновременно, собирая в голове некий «пазл». Также «цифровому поколению» несвойственно верить всему сразу: молодые люди заявили, что часто сразу же проверяют подлинность интересующей их информации. Вместе с тем одной из целей получения новостей для подростков является возможность обсуждения полученной информации со сверстниками.

Практически все опрошенные школьники и студенты подчеркнули приоритетность интернета и социальных сетей для коммуникации. При этом анонимность и отсутствие правил упрощают виртуальное общение по сравнению с личным. По этой причине удовлетворение психологической потребности в интимном личном общении так же смещается в более комфортную для подростков интернет-среду.

Сетевые ресурсы также удовлетворяют характерное для подросткового возраста желание быть частью неформальных групп сверстников. Опрошенные молодые люди были членами многих онлайн-сообществ, где общались как с друзьями из реальной жизни, так и из виртуальной среды. Авторы делают вывод о том, что фактически группы в мессенджерах и социальных сетях сегодня играют роль субкультурных платформ, которые всегда привлекали молодое поколение. Возможно, по этой причине представители этой возрастной группы являются наиболее активными пользователями социальных сетей.

Интерес подростков к социальным сетям объясняется еще и тем, что такие ресурсы предлагают поле для экспериментов с самопрезентацией, позволяя пользователям по-разному конструировать собственную виртуальную персону: корректировать фотографии, примерять маски, публиковать посты с определенным содержанием, настроением и т.д. При этом смартфон для современного подростка стал инструментом для создания онлайн-личности, и не всегда молодые люди готовы делиться содержанием своего телефона с родителями. Чем старше становятся подростки, тем больше их начинают беспокоить вопросы конфиденциальности.

Авторы подтвердили сформулированную гипотезу и предлагают ее для проверки в дальнейших более масштабных социологических исследованиях, направленных на изучение психологических мотивов обращения подростков к сетевым медиаресурсам.


Anna Tolokonnikova

Lomonosov Moscow State University, Russia

Denis Dunas

Lomonosov Moscow State University, Russia

Diana Kulchitskaya

Lomonosov Moscow State University, Russia

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь