Контент-анализ отражения медиаграмотности в коммуникационных программах отдельных нигерийских университетов

С развитием информационной эры в нигерийском обществе начали происходить различные изменения, в результате которых люди, особенно молодые люди, имеют беспрепятственный доступ к большому количеству информации и свободно выражают свои мысли через новые медиа. Нынешние студенты и молодежь в большинстве своём ежедневно перегружены медиа-контентом, который по-разному определяет их жизнь и влияет на неё. Тем не менее, им часто не хватает навыков для декодирования медиа-сообщения. Принимая во внимание состояние нынешних медиа и социальную атмосферу в Нигерии, эти навыки, которые можно назвать медиаграмотностью (способностью критично воспринимать информацию, транслируемую медиа), имеют важное значение для расширения прав и возможностей граждан этой страны. Медиаграмотный человек — это человек, который может критически оценивать и использовать информацию из соответствующего и авторитетного онлайн-источника. Студентам это необходимо и для дальнейшего профессионального становления.  

К сожалению, несмотря на весь потенциал владения медийной грамотностью для студентов и молодежи, многие нигерийские университеты не задумываются об этом и ещё не включили медиаграмотность в свои учебные программы.

Чтобы понять, насколько широко предоставляется нигерийским студентам возможность обучения медийной грамоте, и предоставляется ли эта возможность вообще, автор статьи провела контент-анализ осмысления курсов по медийной грамотности и связанных с ней курсов в учебных программах студентов факультетов коммуникации девяти университетов на юго-западе Нигерии: 3 государственных, 3 федеральных, 3 частных. 
Анализ показал, что из 9 вузов только два имеют отдельные курсы по медийной грамотности в своих учебных программах для факультетов коммуникации – один такой курс есть в Национальном открытом университете Нигерии (государственный университет), и еще один – в Университете Афе Бабалола (частный университет). Это говорит о том, что в большинстве случаев студентам не предоставляется возможность обучаться медийной грамоте. 
Телефонные интервью с руководителями отделов связи с общественностью в выбранных ВУЗах показали, что большинство из них не знали о медиаграмотности как о курсе в высших учебных заведениях. В некоторых случаях, курсы, связанные с медиаграмотностью, рассматриваются как факультативные, необязательные курсы. При этом в учебном плане как обязательные значатся курсы, напрямую не относящиеся к коммуникации (например, обучение предпринимательству). Следовательно, можно сказать, что предоставление контента для обучения медиаграмотности еще предстоит реализовать в нигерийских университетах или принять в нигерийской системе образования, как и в других развитых странах, где медийная грамотность стала моральным обязательством для образовательных учреждений, ведь она необходима, чтобы помочь молодому уму развить осознанное и критическое понимание природы новых медиа, используемых ими методов и их влияния на их жизнь. Поэтому и в Нигерии необходимо срочно дополнить учебные программы по массовым коммуникациям курсами по медиаграмотности и сделать их основными (обязательными). Позиция этого исследования заключается в том, что по меньшей мере 30 процентов содержания учебных программ на факультетах массовой коммуникации в университетах Нигерии должны быть посвящены медийной грамотности и другим связанным курсам.



Elizabeth Titilayo Aduloju

Department of Communication Studies, Catholic Institute of West Africa, Port Harcourt, Nigeria.

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь