Журналы для женской аудитории в республике Беларусь: актуальные тенденции развития

10.04.2024

Журналы для женской аудитории в республике Беларусь: актуальные тенденции развития

   

Автор статьи рассматривает особенности функционирования рынка женской прессы в Беларуси: адаптацию изданий к условиям цифровизации, особенности редакционной политики, язык и национальную специфику, отношения с аудиторией. Развиваясь в соответствии с мировыми трендами, белорусские женские СМИ своими типологическими характеристиками манифестируют специфические признаки, «связанные с историческими и социокультурными особенностями медиасистемы страны».

Цель исследования, как формулирует ее автор, – «выявление особенностей белорусских изданий для женщин в области редакционной политики, функционирования и работы с аудиторией». Для ее достижения автор использует методы типологического анализа и экспертных интервью с главными редакторами изучаемых журналов. 

Из 30 существующих на 2022 г. женских журналов республики Беларусь автором были выбраны семь разнотипных и наиболее содержательных с точки зрения журналистского контента изданий. Для их типологизации был применен подход, заключавшийся в создании «паспорта издания» (Свитич, Смирнова, Шкондин), который был расширен в связи с цифровизацией медиа. На последнем этапе автор провела серию очных интервью в Минске в апреле 2022 г. длительностью от 30 минут до одного часа. Вопросы были сгруппированы в соответствии с единым гайдом, содержащим блоки по функционированию, особенностям содержания, взаимодействию с аудиторией.

Представляя результаты проведенного исследования, автор замечает, что основным драйвером изменений в изучаемой области выступает цифровизация. Основными же направлениями развития сегмента женской прессы стали интеграция «в систему российских версий международных изданий, собственно российских изданий, а также выпуск белорусских журналов».

Эмпирический материал исследования был собран на основе следующих журналов: «Алеся», «Гаспадыня» («Госпожа»), «Город женщин», «ЖЖ. Женский журнал», «Счастливая и красивая», Сoquet.by, Fashion collection. Три издания («Алеся», «Гаспадыня», «Счастливая и красивая») выходят только в печатной форме, три издания («Город женщин», «ЖЖ. Женский журнал», Fashion collection) имеют гибридный формат, а Сoquet.by – полностью сетевое издание.

Подводя итоги своему исследованию, автор констатирует, что в Беларуси на 2022 г. выходило семь оригинальных изданий для женской аудитории. Типологически они различаются: так четыре соответствуют современным представлениям о глянцевом издании, пишущем на темы моды, стиля, красоты, отношений, здоровья и развлечений. Журнал «Алеся» публикует тексты общественно-политической тематики; «Счастливая и красивая» и «Гаспадыня» – материалы о домоводстве, кулинарии, педагогии, приближающие их к политематическому типу. Набор технико-форматных параметров (меньший объем, особенности макета, более тонкая бумага) смещает их к изданиям категории «масс-маркета».

Отличаются и редакционные стратегии: так «ЖЖ. Женский журнал» делает упор на печатной версию; «Город женщин» – напротив, на сетевую; по франшизе выходит Fashioncollection; журнал «Алеся» является государственным СМИ. Таким образом, резюмирует автор, придерживаясь разнообразных стратегий, изучаемые журналы «охватывают все сегменты аудитории: молодых женщин, замужних, имеющих детей, пожилых».

В результате проведенных экспертных интервью автору удалось выявить набор универсальных характеристик изданий: упор на текстовое содержание, большое внимание к национально-культурной специфике, частичное влияние глобальных тенденции. Принимая важность присутствия в Сети, не все редакции полагают это основным способом привлечения аудитории. Ряд журналов продолжают выходить на бумаге, несмотря на финансовые трудности, связанные с небольшими объемами рынка рекламы.

В целом, заключает автор, белорусские женские издания развиваются в соответствии с мировыми тенденциями: активно осваивают онлайн, применяют актуальные форматы и средства мультимедиа. Большинство имеет сетевые версии, присутствуют в социальных медиа, общаются с подписчиками, организуют брендированные мероприятия – то есть пребывают в тренде современной журнальной журналистики. Но, подчеркивает автор, «важны и локальные особенности: участие государства в издании женских журналов, освещение актуальной белорусской повестки».

Источник.


Бойко В. Н.

научный сотрудник кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; ORCID 0009-0006-7272-6259

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь