Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения

Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения

С 2000-х годов в журналистской среде ведутся дискуссии по поводу того, как  интернет-блоги вытесняют СМИ. Для большой части подростков основным источником информации о происходящем в мире становятся социальные сети. И действительно, блогеры как производители контента и соцсети как платформы для публикаций успешно конкурируют с профессиональными медиа за внимание аудитории.

У самых популярных российских аккаунтов миллионы подписчиков, а рекламную выручку инфлюенсеров в русскоязычном сегменте только в Instagram можно сравнить с рекламными доходами всей российской прессы. Сегодня роль СМИ в системе массовой коммуникации изменилась. Если раньше они были единственными производителями медийного контента, то теперь основную его часть производят пользователи соцсетей.

В связи с этим Колесниченко А.В. провел исследование самых популярных страниц  на различных платформах для того, чтобы выяснить, насколько контент в них похож на журналистский по своей форме и по функциям. Для исследования он провел контент-анализ самых популярных русскоязычных блогов пяти социальных сетей: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Telegram, Twitter. Главной целью было выяснить: могут ли популярные инфлюенсеры заменить собой СМИ, соответствуют ли посты в таких аккаунтах журналистским по форме и по своему содержанию?

Для анализа были выбраны блоги с наибольшим количеством подписчиков – в их числе страницы Дмитрия Медведева, Павла Воли, Ольги Бузовой, Насти Ивлеевой и другие. Далее фиксировался формат публикации, а затем она проверялась на соответствие журналистским критериям отбора: значимость, масштаб, эмоциональность, необычность, и т.д. После этого определялся жанр публикации.

В итоге анализ показал, что большинство публикаций топовых инфлюенсеров не дотягивают до уровня  СМИ. Текст содержали только половина постов, а пригодными для публикации в средствах массовой информации и вовсе оказались всего 16,4% из них. Как выяснилось, блогосфера – в основном лишь еще один канал для пиара в шоу-бизнесе, а не площадка публикации журналистских текстов. Конечно, в соцсетях публикуются и  журналистские материалы в том числе, но они на этих площадках не распространены, подавляющее же большинство постов посвящено хронике личной жизни автора страницы. 




Колесниченко А.В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь