Жанровые решения при освещении тематики технологических инноваций в российских деловых журналах

23.04.2024

Жанровые решения при освещении тематики технологических инноваций в российских деловых журналах

В статье на основе обработки обширной базы эмпирических данных (более одной тысячи публикаций в журналах «Эксперт», «Профиль» и «Forbes Россия» за 2017–2021 гг.) произведена жанровая систематизация аналитических материалов.

Главная цель, которую ставит перед собой автор, – «определить, какие жанровые формы аналитической журналистики и в какой мере востребованы авторами деловых журналов при создании публикации о новых технологиях». Исследование проходило в два этапа: на первом были изучены предметно-тематические характеристики аналитических статей; на втором – принципы работы журналистов-аналитиков (выбор темы, методы написания, источники, типы аргументации, специфика экспертизы). Выводы исследования будут полезны теоретикам для понимания жанровой конъюнктуры современных деловых изданий, практикам – для усвоения опыта ведущих журналов и организации контент-стратегий в собственных СМИ.

Переходя к описанию методики исследования, автор объясняет выбор конкретных изданий «их востребованностью у аудитории, тематической широтой и более характерным для аналитики журнальным форматом». В хронологические рамки (2017–2021 гг.) попали 60 выпусков «Forbes Россия», «Профиль» – 198, «Эксперт» – 223. Из них были выбраны публикации в соответствии с двумя критериями. Первый был задан предметными границами публикаций: разработка, внедрение, применение, регулирование и прогностика использования технологических инноваций. Второй – присущим журналистскому тексту аналитическим способом представления реальности. Сюда были включены экспертное интервью, рекомендации, прогноз, комментарий, обзор, рейтинг, авторская колонка, кейс и аналитическая статья.

В результате исследования эмпирической базы автору удалось выделить три наиболее востребованных в деловой журналистике аналитических жанра: кейс, обзор и аналитическая статья непосредственно. Их суммарная доля от общего числа изученных материалов составила 73%.

В Заключении автор приводит их подробное описание. Так жанр «кейс» представляет собой анализ деятельности конкретных бизнесменов или компаний, чья активность связана с разработкой, внедрением и продвижением высокотехнологичных товаров и услуг (22,1% от общего числа текстов). Чаще других жанр «кейс» встречаются на страницах «Forbes Россия». Обзоры состояния высокотехнологичного производства и рынков превалируют как жанр деловой аналитики в журнале «Профиль» (17,9%). Третье направление – практико-аналитические статьи, отвечающие за тематику внедрения и эксплуатации высокотехнологических инноваций в различных сегментах экономики, – типично для бумажной версии журнала «Эксперт» (13,6%).

Кроме практико-аналитических статей автор описывает и другие поджанры. Так общеисследовательские статьи изучают проблемы государственной политики в сфере инноваций и регламентирование научно-технической деятельности (9,2%), а также риски, связанные с внедрением новых технологий (4,9%). Помимо этого автору удалось обнаружить и научно-популярные статьи (2,4%), в которых излагались истории научных открытий и изобретений. Далее автор приводит перечень «жанров-аутсайдеров», редко встречающиеся в печатных версиях деловых журналов. Это отчёт, рекомендация и подборка, в сумме собравшие около 2% публикаций.

Кроме ответа на главный исследовательский вопрос автору также удалось выявить существенные различия в жанровой палитре трёх изученных изданий. Это обстоятельство позволило Д.С. Ильченко утверждать, что существуют различные стратегии при анализе научно-технологической проблематики в бумажных изданиях деловых СМИ. Для описания этих стратегий автор предлагает в дальнейшем «провести сравнительный анализ практики деловых журналов по всему спектру используемых жанров, а также предметно-тематическим и функциональным характеристикам аналитических публикаций о технологических инновациях».

Источник.


Ильченко Д.С.

научный сотрудник проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; ORCID 0000-0002-2939-3245

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь