Возникновение и развитие государственного всесоюзного издательства «Физкультура и спорт» в 1930-е гг.

16.03.2024

Возникновение и развитие государственного всесоюзного издательства «Физкультура и спорт» в 1930-е гг.

 

Одним из белых пятен в истории советской предвоенной журналистики остается становление издательского дела в сфере физкультуры и спорта. Автор утверждает, что значимость этой исследовательской проблемы трудно переоценить, поскольку издательство «Физкультура и спорт» (или «Физкультура и туризм» – так оно называлась большую часть 1930-х гг.) было краеугольным камнем при создании системы советской физкультуры. Именно в 1930-е гг. учреждение и развитие массового спортивного движения было признано важнейшим движителем строительства нового социалистического общества. Без активного участия физкультурно-спортивный печати, выходившей в централизованном издательстве, этот процесс не был бы столь четко организован, полагает К.А. Алексеев.

Главная цель исследования, как ее формулирует автор, – «воссоздание истории издательства «Физкультура и спорт» в 1930-е гг., – в составе Объединения государственных книжно-журнальных издательств РСФСР (ОГИЗ) и вне его». В процессе работы автор обращается к двум видам источников. Первый – архивные документы Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР и Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР, хранящиеся в фондах Государственного архива РФ(переписка, планы, отчеты статистика). Второй – публикации в центральных физкультурно-спортивных периодических изданиях, которые выпускались издательством и являлись официальными печатными органами руководящих организаций, названных выше.

Эти публикации, содержащие критику и самокритику в распространенном в 1930-е гг. в духе внутренних самосовершенствования и самоорганизации, были нацелены на концентрацию редакции вокруг решения общественно-политических задач десятилетия. Применяя инструментарий сравнительного анализа архивных данных с помощью проблемно-хронологического и историко-типологического методов, автор попытался выявить характерные черты «развития издательства в целом, его отдельных изданий, сформировать последовательную и связанную картину процесса с учетом всей совокупности субъективных и объективных факторов».

Полученные результаты автор представил в заключительной части статьи. Так были установлены три организационные формы, в рамках которых издательство  осуществляло свою деятельность в предвоенные период: акционерное общество, типизированные издательство в составе ОГИЗа и автономное государственное всесоюзной издательство. Эти трансформации проводились с целью усовершенствования рабочих процессов для обеспечения растущих потребностей активно развивавшейся советской физкультуры. Однако, как было продемонстрировано автором на основе сравнительного анализа статистических данных, серьезных успехов при этом достичь не удалось: в 1930-м г. Издательство выпускало девять журналов, в 1940-м – семь журналов и две газеты. Объемы тиражей ведущего журнала «Физкультура и спорт» в предвоенное десятилетие так и не превысили 60 тыс. от необходимых 200 тыс.

Серьезным тормозом развития физкультурно-спортивного издательского дела стало включение издательства «Физкультура и туризм» в состав ОГИЗа. Попытки типового централизованного планирования без учета особенностей физкультурно-спортивной печати делали работу сотрудников неэффективной, а запросы руководителей советского спорта на улучшение ситуации нерешенными.

Еще одной обнаруженной проблемой в истории издательства «Физкультура и туризм» стало отсутствие собственной полиграфической базы и зависимость от чужих ведомственных типографий. Кроме этого ситуация усугублялась еще рядом факторов: недоснабжением бумагой, недоукомплектованностью штата в издательстве, отсутствием квалифицированных редакторских и руководящих кадров, низкими окладами (меньше, чем в среднем по ОГИЗу), плохим взаимодействием с руководством ОГИЗа и т. д.

Сложилась типичная для плановой экономики ситуация дефицита: растущему сообществу физкультурников по всей стране остро не хватало продукции издательства, оно работало с прибылью, но ограничивалось в ресурсной базе «сверху». Результатом этих действий руководства страны становились задержки тиражей, низкое качество печати и бумаги.

Вывод издательства и состав ОГИЗа не мог решить его проблемы в условиях существующей плановой экономики. А главное достижение спортивной журналистики 1930-х гг. – выход газеты «Красный спорт» – в условиях сохраняющейся убыточности привело к разрастанию конфликта между дирекцией издательства и редакцией газеты.

Указанные проблемы продолжали существовать и во время войны, и только по ее окончании руководство удалось найти ключ к решению наболевших вопросов. В результате было создано «полноценное издательство всесоюзного масштаба, способное самостоятельно осуществлять весь производственный цикл».

Источник.

 


Алексеев К.А.

доцент кафедры истории журналистики, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций", г. Санкт-Петербург, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь