Возможности гипертекста для жанра журналистского расследования (на примере электронного издания Propublica)»

На сегодняшний день одним из наиболее примечательных изданий, использующим возможности электронных платформ для подачи текстов, является Propublica, созданное бизнесменами Гербертом и Марионом Сэндлер в Нью-Йорке в 2008 г. С самого начала редакция выбрала жанр журналистского расследования как основной. С момента своего создания на базе Propublica было опубликовано больше 80 громких расследований, посвященных наиболее острым темам американской жизни: политике, бизнесу, уголовной юстиции, экологии, образованию, здравоохранению и     т. д. Журналисты издания пять раз удостаивались Пулитцеровской премии. 

Так как Propublica является изданием, в котором публикуются лонгриды, это делает его перспективным для изучения реализации гипертекста в современных журналистских материалах. Основной гипотезой статьи является утверждение, что использование возможностей гипертекста делает статью более удобной для восприятия читателем, позволяя ему погружаться в тему на разных уровнях и прорабатывать ее вместе с журналистом. Для этого было важно выявить черты гипертекста в материалах издания Propublica и определить их функции. В исследование было включено 30 статей, опубликованных изданием Propublica за трехлетний временной интервал (11.2015–11.2018).

Каждая из них является осевой формой гипертекста. То есть материал состоит из стержневого линейного текста, а гипертекстовость создается за счет использования ссылок, которые условно можно разделить на внешние (те, что уводят читателя на другие сайты) и внутренние. Последние также делятся на непосредственно внутренние (перемещающие читателя на другие части статьи) и межтекстовые (уводящие на другие материалы издания). 

Часто журналисты Propublica публикуют расследование в форме цикла статей, таким образом делая каждую из них частью гипертекста. 

Говоря о функциях гиперссылок, важно отметить две из них: возможность читателя стать активным участником в создании своей версии текста, регулируя глубину его чтения и сам маршрут, и возможность журналиста сделать материал прозрачным, включая в публикацию дополнительные материалы, но не перегружать основной текст. 

Благодаря этому меняется структура журналистских материалов в электронных изданиях. Они становятся менее перегруженными за счет отсутствия дополнительных пояснений, которые уводятся из основного текста. В то же время электронная платформа позволяет включить столько ссылок на источники, сколько необходимо в конкретной ситуации. Например, в статьях издания Propublica могут встречаться десятки ссылок на официальные документы и дополнительные статьи.

Таким образом, использование гиперссылок и осевого гипертекста как формы подачи материала является перспективной формой для журналистского текста. Электронные платформы создают дополнительные возможности, помогающие раскрыть весь потенциал статьи.



Бирюкова Т.А.

редактор и автор отдела спецпроектов телеканала «РЖД ТВ»

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь