Условия сотрудничества фотокорреспондентов с «Союзфото» (по материалам газеты «Фотокор» 1931–1933 гг.)

26.03.2024

Условия сотрудничества фотокорреспондентов с «Союзфото»(по материалам газеты «Фотокор» 1931–1933 гг.)

Объектом исследования М.А. Ромакиной стал начальный период истории первого советского фотоагентства «Союзфото», пришедшейся на 1931-1933 гг., когда был учрежден специальный печатный орган – газета «Фотокор». Именно через публикацию на ее страницах директивных, регламентирующих и образовательных материалов осуществлялся процесс организации фотокорреспондентской сети на территории СССР.

В начале 1930-х годов создание фотокорсети было одной из центральных задач «Союзфото», решение который во многом и был нацелен выпуск газеты «Фотокор». На ее страницах публиковались статьи, задачами которых были установление и поддержание сотрудничества с «Союзфото». Корпус этих публикаций и стал эмпирический материалом исследования, целью которого было выяснить, каким образом происходило взаимодействие с фотокорреспондентами – внештатными сотрудниками «Союзфото».

Исследование состоял из двух этапов. На первом путем фронтального анализа из полного корпуса текстов «Фотокора» были выделены материалы по теме «деятельность «Союзфото». В процентном соотношений они составили 5,2% – 75 из 1449. Также в эмпирическую базу исследования попали материалы еще одной тематической группы – «Новостная хроника» (1% или 15 из 1449).

На втором этапе был проведен контент-анализ на предмет выявления сведений, касающихся условий сотрудничества фотокоров с акционерным обществом. Далее была произведена систематизация полученного материала посредством разделения на четыре группы, характеризующие основные аспекты проблемы: связь фотокоров с «Союзфото» (организационный аспект), требования к негативам и к текстовкам (технический, эстетический, идеологический и филологический аспекты), оплата негативов (экономический аспект); техническое снабжение фотокоров (технологический аспект).

В первом разделе основной части – «Связь фотокоров с «Союзфото» – автор приводит статистические данные, описывающие динамику развития корсети: так в первый месяц учета – октябрь-ноябрь 1931 г. «мы имели всего 32 фотокора, ноябрь дал – 62, февраль – 220, май – 450. На 1 июля мы имели 490 фотокоров, то есть рост сети в 15 раз по сравнению с тем, что мы получили в начале работы. Вместе с ростом фотокоров росло и количество поступающих от них негативов. Так в октябре мы имели 465 негативов, а в июне 1932 г. – 4352. Географическое распределение, пишет М.А. Ромакина, было неравномерным: активнее других были фотокоры Московской области, Нижней Волги, Центрального Черноземья, Северного Кавказа. Процент брака же у «москвичей» был выше – фотографы из регионов тщательный подходили к отбору материалов. Концу января 1933 г. сеть фотокоров насчитывала 625 человек. 

Завершая раздел М.А Ромакина отмечает, что связь «Союзфото» со своими корреспондентами была двусторонней: публиковалось на страницах «Фотокора» много заметок и о сложности в коммуникации с «Союзфото». Сюда попадали жалобы на недостаточную техническую консультацию, неточности индивидуальных планов, хромающую политическую учебу, затраты времени на получение гонорара и т.д. Таким образом, «Фотокор» служил действенным каналом коммуникации: артикулировались проблемы, выдвигались предложения по улучшению сотрудничества.

В следующем разделе «Требования к негативам и текстовкам» представлена информация по техническим, композиционным, идеологическим установкам, определяющим качество принимаемых от фотокоров материалов. Раздел дополнен фактологическими иллюстрациями, разбирающими кейсы с нарушениями принятых стандартов. Раздел «Оплата негативов» описывает практику получения гонораров: так норматив составлял 4 руб. за негатив. Непринятые снабжались инструкциями по улучшению, премированные оплачивалась по скользящему тарифу – от 5 до 10 руб. Последний раздел «Техническое снабжение фотокоров» обрисовывает картину материального обеспечения производственного процесса. Так в начале 1932 г. было принято решение о снабжении сотрудников химикалиями, а самых активных – и фотоаппаратурой. 

В Заключении автор приводит выявленную исследованием коммуникативную схему процесса: установка первичный связи – получение корбилета и тематического плана – съемка и отправка негативов – получение гонорара или технической консультации по непринятым негативам, возврат непринятого негатива. Двусторонняя связь и публикация нарративных сведений давали читателям возможность диалога, обмена мнениями и опытом. Таким образом, отмечает автор, «газета способствовала не только развитию корсети «Союзфото», но и фотокоровского движения в СССР в целом».

Источник.


Ромакина М.А.

старший преподаватель, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь