Тема импорта и поддержки отечественного производителя в экономических публикациях российских СМИ

26.03.2024

Тема импорта и поддержки отечественного производителя в экономических публикациях российских СМИ 

В представленной статье автор исследует экономическую тематику импортозамещения в отечественных СМИ за весь постсоветский период – с 1991 по 2022 гг. Исследовав обширную номенклатуру (35 агентств и изданий, публикующих материалы по экономической тематике), Д.Э. Коноплев выявляет взаимосвязь между экономическими кризисами и продвижением в российских медиа идей поддержки внутреннего производства. Также он определяет динамику изменения характера аргументации в материалах на эту тему во второй половине 2010-х гг.

В российский научный дискурс проблема импортозамещения вошла после 2014 г., объединив круг тем, связанных с импортом и поддержкой отечественного производителя. Наиболее значимый предметный пласт исследований данный области затрагивает специфику освещения периодическими изданиями темы санкций и антисанкций. Отталкиваясь от существующего корпуса научных текстов, автор захватывает более широкий массив публикаций российских СМИ, включивший весь постсоветский период. Благодаря этому автор намеревается выяснить, «каким образом информационные паттерны формируют подходы к теме импорта и поддержки отечественных производителей».

В эмпирическую базу исследования вошли публикации российских СМИ на экономическую тематику в период с 28 октября 1991 г. по 31 декабря 2022 г. основной метод, который применялся в исследовании – это качественно-количественный контент-анализ в программной среде QDA Miner и Orange Biolab Si. Единицами контент-анализа стали две биграммы – «покупать+отечественное» и «покупать+импортное», а также две дополнительные – «отечественный+самолет» и «отечественный+смартфон». Качественная оценка применялась к суждениям авторов по отношению к ключевым словам публикаций (1), общей тематики публикаций (2), идеи публикации в соотношении к рассматриваемым биграммам (3). 

Корпус исследованных текстов составили публикацию следующих источниках: «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Ведомости», «Известия», «Интерфакс», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Власть» (до 2017 г.), «Коммерсантъ-Деньги» (до 2017 г.), «Комсомольская правда», «Мегаполис экспресс» (до 2005 г.), «Московский комсомолец», «Независимая газета», «Новые известия», «Огонек» (до 2020 г.), РИА «Новости», РБК, «Российская газета», «Слово», «Собеседник», «Совершенно секретно», «ТАСС», «Труд», «Финансовая газета», «Эксперт», BFM.ru, Dni.ru, Dp.ru, Finam.ru, Fontanka.ru, Forbes, Gazeta.ru, Lenta.ru, M24.ru, Profinance.ru, Svpressa.ru. Все замеры проводились по базам электронных библиотек East View Information Services и Polpred. Общее число исследованных материалов в указанных 35 изданиях и информагентствах составляет 8 311 статей.

На основе изученного материала было выделено четыре исторических периода: «Импорт как стандарт качества» (1991-1997), «Кризис – время покупать отечественное» (1998-2000), «Покупаем импортное, потому что нет отечественного» (2001-2013), «Пишем «российское», подразумеваем импортное (2014-2022). В эти периоды доминирование определенных автором различных информационных паттернов «не только фиксируют в журналистских материалах специфику представления соответствующих информационных поводов в периодических изданиях, но и свидетельствует о существенных трансформациях на протяжении всего посоветского периода, прямым следствием которых и стало изменение подходов к описанию заявленных проблем в журналистских материалах».

На основе выше указанных экономических и социальных социально-политических трансформаций было сформулировано три подхода, выразившие концепции экономического мышления, доминировавшие в соответствующих периодах. Так в 1990-м – начале 2000-х гг. СМИ рекомендовали аудитории приобретать отечественные, отталкиваясь от рациональных мотивов – дешевизны по сравнению с импортным. Во второй половине 2000-х произошел сдвиг в сторону объяснительного подхода: покупка импортного аргументировалось как вынужденная мера в отсутствие российской продукции. При этом в СМИ присутствовала позитивная оценка перспектив отечественного производства в будущем (аффективный прогноз, по Канеману), то есть – без достаточных на то оснований.

После 2014 г. наступил третий период, в которой объективные оценки стали все чаще «вытесняться декларативными идеями, проникавшими в информационное пространство, в частности, из заявлений официальных лиц, сообщавших о достижениях в области развития отечественного производства (например, в связи с программами импортозамещения)». Качество декларативности с наибольшей очевидностью обнаружилось 2022-м году, когда выяснилось что за период внедрения программы импортозамещения для зарубежной продукции: в медицинской и пищевой промышленности доля импорта достигла 80%, в легкой и электронной – 90%, а в спортивном инвентаре – почти 100%.

В результате для демонстрации хоть какой-нибудь положительной динамики замещения импорта в число отечественной продукции начали включать и ту, что имела частичную локализацию в России. В печати установился административный порядок публикаций, представляющих преимущественно официальную точку зрения. Соответственно, число материалов, посвященных перспективности замещение импорта возросло с 808 в 2014-м году до 2003 в 2022-м.

Подводя итоги своего исследования, Д. Н. Коноплев резюмирует: за 30 постсоветских лет тема импорта и поддержки внутреннего производства прошла в прессе путь от рациональной обусловленных экономических трактовок до слабо аргументированных мнений, по дороге «утратив объективные критерии ее оценки журналистами».

Источник.

 


Коноплев Д.Э.

кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь