Текст и стиль: в поисках репродуктивных моделей журналистской профессиональной речевой деятельности
Рерайт статьи «Текст и стиль: в поисках репродуктивных моделей журналистской профессиональной речевой деятельности»
Одна из проблем в медиалингвистике – выделение и построение определённой модели речевого стиля в медиатексте. Цель данной статьи – попытка определения речевого стиля медиатекста речевого жанра криминального сообщения.
Объект исследования – тексты криминального сообщения.
Тексты в жанре сообщения о преступлении публикуются, как правило, в рубрике «Происшествия» и вызывают определённый интерес аудитории: это сенсация, нарушение обычного порядка вещей, предупреждение об опасности и удовлетворение жажды справедливости в обществе. В связи с этим в массмедиа для криминальных сообщений действуют специфические правила речевой деятельности. Условно можно разделить любой текст криминального сообщения на три части - три основных коммуникационных шага:
1. В первой части читателя уведомляют о преступных действиях, о наличии «тайны», которую необходимо читателю прояснить в последующих частях.
2. Во второй части читателю рассказывают, что и как удалось выяснить в ходе дознания - раскрытие «тайны» преступления.
3. В третьей части журналист помогает читателю оценить происшествие с точки зрения законов этики и морали, а также права. Тут мы говорим и о самом преступлении, и о преступнике, подводя итог и создавая характеристику всего произошедшего.
Для дальнейшего разбора текста было решено придерживаться интенциональной направленности («речевой воли» субъекта речи, то есть журналиста) в текстовом замысле. Об этом невозможно говорить без связи с композиционно-стилистичеким анализом речевого жанра, который включает в себя взаимодействие разных компонентов медиаречи. Кратко дадим определение каждому компоненту:
1. Паратекст – отражает взаимосвязь данного текста с другими внутри совокупности текстов газеты или журнала с помощью вербальных и авербальных элементов.
2. Интратекст – передает смысловое содержание медиатекста.
3. Метатекст – выражает промежуточное положение текста в медиапотоке сообщений. Он же как бы скрепляет все компоненты медиатекста между собой.
От теории к практике
Паратекст криминальных сообщений
В криминальных сообщениях паратекст выражается стандартными вербальными и авербальными элементами. К вербальным можно отнести: вопросительные предложения, глагольные и отглагольные формы со значением однократности и завершенности («убит»/«убил»), подписи к фотографиям, врезками и вырезками к тексту, внутренние подзаголовками. Заголовки и подзаголовки материалов построены так, чтобы обратить внимание на драматизм происшествия и заинтересовать аудиторию в чтении материалов. К авербальным элементам можно отнести фотографии и различного вида изображения, символы, которые создают определённые смыслы для читателя. Последнее чётко прослеживается в третьем коммуникационном шаге, когда перед журналистом стоит задача психологически подготовить читателя к восприятию правовой и этической оценки преступления.
Метатекст криминальных сообщений
Когда журналист сообщает новые факты, он отвечает на те вопросы, которые предположительно могут возникнуть у читателя. Так что, как бы парадоксально это ни звучало, даже объективный журналистский информационный текст, не лишен субъективности. На этой субъективности и формируется метатекст. Метатекст вовлекает в распутывание тайн, открывает ход дознания, показывает размышления о причинах преступления и виновных в нем.
Метатекст первой части криминального сообщения направлен исключительно на возбуждение интереса к повествованию и предупреждение коммуникативной пассивности. Во второй части криминального сообщения журналист уже расширяет «пространство» субъективности речи: помимо автора, в повествование вступают другие субъекты речи (свидетели, жертвы, дознаватели) «речь» которых помогает приобрести тексту дополнительную динамику повествования. А в метатексте третьей части может вестись рассуждение о морально-этической составляющей дела, рассматриваться различная точка зрения, что создает для читателя ощущение неопределённости происходящего и требует трактовки журналистом.
Интратекст криминальных сообщений
Здесь журналист задаёт динамику повествования, формирует целостность и связность действия. Главная задача - передать ритм хода событий максимально точно как и с точки зрения сути, так и с точки зрения пространственно-временного восприятия. Читатель вовлекается в событие ритмом повествования, у него в сознании рождаются вопросы о мотивах и причинах преступления. Любопытство читателя, уже простимулированное журналистом, будет продвигать последующее изложение. А в интратексте третьей части криминального сообщения делается «финальный штрих» - попытка прямо или косвенно определить содержание вины в происшедшем. С этой целью называются преступные действия, указывается объект этих действий, характеризуются их последствия. Так как журналист всеми способами демонстрирует неопределённость, ему необходимо передавать различия во мнениях о содержании преступления и виновности участников. Здесь чаще используются глаголы, указывающие на действия, осуществляемые в отношении другого, а текст насыщен юридической терминологией, позволяющей передать различные правовые оценки происшедшего.
Выводы
Композиция криминального сообщения строится с помощью определённых коммуникационных шагов и благодаря переплетающемуся взаимодействию трех элементов публикации – метатекста, интратекста и паратекста. Взаимосвязь этих элементов, основанная на выполнении ими общего замысла («речевой воли») автора и составляет речевой стиль медиатекста криминальных сообщений, который является распространенной формой речевой деятельности журналиста.
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой медиалингвистики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия
доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Россия
связь