Структурные элементы постов новостных каналов в Telegram и ВК

09.04.2024

Структурные элементы постов новостных каналов в Telegram и ВК

    

Авторы статьи разработали специальную матрицу, с помощью которой ими производилась оценка каждого поста в трех популярных телеграм-каналах и трех аналогичных ВК-сообществах. Цель, которую ставили перед собой исследователи, состояла в том, чтобы понять: с помощью каких структурных элементов создается эмоциональный фон постов.

Свою задачу авторы формулируют следующим образом: «выявить, из каких структурных и эмоциональных элементов состоят посты самых популярных (как по количеству подписчиков, так и по уровню вовлеченности аудитории) новостных телеграм-каналов и сообществ социальной платформы ВКонтакте.

Выбор объекта исследования – ВК-сообществ и телеграмм-каналов — авторы обосновывают результатами замеров компании Brand Analytics, согласно котором именно эти два социальных медиа стали лидерами роста популярности в период с 2021 по 2022 гu. В качестве аудитории были определены представители «цифровой молодежи», то есть пользователи новых медиа, которые практически не обращаются к традиционным СМИ за поиском новостей. Таким образом, возрастная рамка этой аудитории была определена в диапазоне от 12 до 22 лет.

В результате двухэтапного отбора с помощью сервисов Mediascope, TGStat, Telemetr.me и Popster были выявлены три наиболее популярных новостных телеграмм-канала среди молодежной аудитории. Ими стали «Топор 18+», «НЕ МОРГЕНШТЕРН» и «Кровавая барыня». Для определения аналогичных ресурсов платформы ВКонтакте были использованы открытые статистические данные, предоставляемые непосредственно самой соцсетью. Таким образом, рейтинг возглавили три ВК-паблики: «Леонардо Дайвинчик», «Рифмы и панчи» и «Овсянка, сэр!». Общей сложности были изучены 1133 публикации, вышедшие в период с 20 по 26 июня 2022 г.

Далее авторами исследования была составлена специальная матрица для анализа, включающая следующие категории: «структура публикации, заголовочный комплекс, его тип и тональность, наличие и тип подзаголовка, иллюстративное сопровождение материала, тематика и тональность самой публикации, имеющиеся в ней графические выделения, использование специальных символов (эмодзи, смайлы) и эмоционально-экспрессивной лекции в постах».

Авторы обращают внимание на то, что при публикации поста в соцсетях именно элементы его оформления могут использоваться редакторами, чтобы управлять вниманием аудитории, а также определять, каким образом ей следует интерпретировать новость. Этот менеджмент интересов эмоции читателей осуществляется целенаправленно, оставаясь несознаваемым аудиторией.

По итогам исследования авторам удалось выделить ключевые приемы, применяемые каналами. К ним были отнесены: структура поста, выделение значимых элементов текста, оценочное суждение, эмодзи, лексическое акцентирование. В отличие от канонов классической журналистики, подача новостей на всех исследованных ресурсах определялась нарочитой предвзятостью, апелляцией к эмоциям.

Далее авторы перечисляют элементы поста (заголовочный комплекс, основной текст, сопроводительные мультимедийные элементы: иллюстрации, фотографии, видео, аудио, мемы, стикеры, эмодзи) и то, каким образом в них реализуются механизмы, влияющие на обретение постом того или иного эмоционального окраса.

Помимо этого авторы проанализировали тональность публикаций и выяснили, что она может определяться как тональностью самого поста, так и его отдельных элементов – заголовка, визуального материала. При этом нейтральность общих элементов поста не отрицает оценочности  других его компонентов. Чем выше эмоциональная подача материала, тем выше показатель вовлеченности аудитории.

Переходя к выводам, авторы отмечают, что в ходе исследования им удалось выяснить: несмотря на отсутствие норм и правил в таких неинституциализированных медиа как в соцсети, посты наиболее популярных новостных площадок создаются по определенным шаблонам и согласно выработанному регламенту. Несмотря на зачастую нейтральную окраску самого поста, админы могут провоцировать эмоциональную реакцию читателей с помощью таких дополнительных инструментов как комменты «от автора», эмодзи, стикеры. Многие посты носят ироничный и саркастичный характер; материалы с эмоциональной подачи (как позитивные, так и негативные) имеют самую большую вовлеченность.

Источник.


Вьюгина Д. М.

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; ORCID 0000-0002-2227-6804

Салихова Е.А.

преподаватель кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия; ORCID 0000-0002-4158-7456

Филаткина Г. С.

кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; ORCID 0000-0003-1306-302X

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь