Социальные сети как источник инфоповодов для российской журналистики (на примере использования материалов YouTube и Instagram (организация, запрещенная на территории РФ))

15.03.2024

Социальные сети как источник инфоповодов для российской журналистики (на примере использования материалов YouTube и Instagram) (организация, запрещенная на территории РФ)

 

Объект исследования С.Н. Гикис – контент российских СМИ, основанный на постах в социальных медиа YouTube и Instagram (организация, запрещенная на территории РФ). Предмет же – эволюция опыта использования журналистами «Комсомольской правды», «Российской газеты», РИА «Новости» и РБК ресурсов социальных медиа как источников инфоповодов (в частности, как изменились эти практики в период с 01 июня 2021 по 01 июня 2022 г.).

Во введении автор утверждает важность социальных сетей – значительной части всемирного информационного пространства, их востребованности как у обычных пользователей Всемирной паутины, так и у профессиональных журналистов, ищущих и распространяющих в ней актуальные новости. Формулируя задачи исследования, автор задается вопросами: как повлияло введение ограничений 14 марта 2022 г. на практику использования YouTube и Instagram (организация, запрещенная на территории РФ) журналистами ведущих российских СМИ; как часто репортеры к ним обращались; каковы были характер и тематика выбираемых из соцсетей инфоповодов.

Основным инструментом, примененным автором в ходе исследования, стал контент-анализ материалов российских СМИ, в которых были упомянуты YouTube и Instagram (организация, запрещенная на территории РФ), дополнительным –  сравнительный анализ, позволивший выявить специфику обращения журналистов к данным социальных медиа.

Эмпирической базой исследования стала подборка публикаций четырех популярных российских СМИ, стабильно входящих в «Топ-10 СМИ» по данным «Медиалогии». Также автор полагает, что обращение к разным типам СМИ –  двум газетам и двум информационным агентствам –  будет способствовать уточнению широты распространения практики взаимодействия с социальными сетями как источниками новостей в профессиональной деятельности журналистов.

Поиск релевантных задаче исследования материалов осуществлялся непосредственно на сайтах выбранных СМИ путем введения запроса по ключевым словам – «YouTube» и «Instagram» (организация, запрещенная на территории РФ). Критериями анализа полученных эмпирических данных выступили: а) общее количество обращений журналистов к социальным сетям; б) сфера интересов (политика, спорт, шоу-бизнес и пр.), к которым обращаются журналисты; в) характер и тематика публикаций, основанных на сообщениях соцсетей. Важным аспектом при формировании выборки был фактор первичности: материал должен был опираться на конкретный пост в соцсетях и не затрагивать дополнительных тем, не содержавшихся в источнике.

В результате изучения автором эмпирического материала были сделаны следующие выводы. По YouTube: 1) небольшие популярные видео становятся источником заметок, в которых журналисты описывают сюжет, цитируют и ссылаются на первоисточник; 2) более 90% подобных роликов связаны с жизнью знаменитостей: в основном представителей кино- и шоу-бизнеса, известных блогеров, реже –  политиков и спортсменов; 3) газеты используют YouTube для анонсирования новых фильмов и сериалов с демонстрацией трейлеров, информационные же агентства специализируется на выступлениях российских и зарубежных политиков.

По Instagram (организация, запрещенная на территории РФ): 1) до введения запрета 14 марта 2022 г. пользовался большей популярностью в журналистском сообществе, чем YouTube, ограничение доступа заметно сократило число упоминаний, оставшиеся должны сопровождаться специальными пометками о запрете; 2) Instagram (организация, запрещенная на территории РФ) служит в основном источником цитат от первого лица и непосредственных впечатлений участников событий, излагаемых напрямую или в пересказе со ссылкой на первоисточник; 3) во всех исследованных СМИ Instagram (организация, запрещенная на территории РФ) используется как источник эксклюзивных новостей о жизни звезд шоу-бизнеса и спорта, публикуемых ими самими, более точных и свежих.

Заканчивая свою статью, С.Н. Гикис выносит рекомендации российским журналистам. Так, она советует авторам расширить круг источников информации –  от деятелей спорта и шоу-бизнеса в сторону данных познавательного характера; следует чаще обращаться к представителям экспертного сообщества. Также необходимо стараться не искажать цитаты, а при интерпретировании (видео-) информации следует учитывать контекст выступления.


Источник.


Гикис С.Н.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики, медиакоммуникаций и связей с общественностью, Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь