Социальная журналистика: двадцать лет спустя

22.04.2024

Социальная журналистика: двадцать лет спустя

«Плотность вовлечения реалий повседневности в содержание медиа непосредственно диктует принятие конкретных решений, которые прямо влияют на развитие общественного потенциала». Данное положение вещей, по мнению автора, подвигает нас к более обстоятельному пониманию концептуальных начал социальной журналистики и теоретически аргументированных суждений относительно пройденного ею постсоветского пути.

Каково состояние российского медиаконтента, развивающегося последние 20 лет в направлении одной из ключевых тематических повесток – гуманитарной, и обусловившего тем самым нынешнее состояние социальной журналистики, – в этом видит научную проблему автор. На основе данного эмпирического базиса «осознается возможность и необходимость наметить моменты взаимосвязи и обусловленности новых явлений в содержании отечественных СМИ в целом».

Задачи, которые ставит перед собой автор, заключаются в выявлении основных тенденций развития социальной журналистики, их дальнейшем сравнении с начальным периодом и последующим определением значимых изменений в ее контент-стратегиях. Автор подчеркивает обзорно-теоретический характер статьи с изначально подразумеваемым в данном контексте ретроспективным взглядом на «историю становления и развития одной из основных тематических медиаповесток».

Переходя к обзору теоретической базы, автор указывает ряд имен (Фомичева, Дзялошинский, Бережная), в чьих трудах артикулирован главный аспект развития социальной журналистики: «аудитория и практическая журналистика нуждались в развернутом виде на оформление и укрепление глобального «антропологического поворота», существенно акцентированного внутри социально-политических реалий».

Автор приветствует возникающее перспективное направление – аксиологию медиа (Сидоров, Лазутина, Антропова). Завершая описание методологического аппарата, Т.И. Фролова отмечает, что в представленном обзоре она прибегала к мониторингу ведущих отечественных СМИ, систематическому наблюдению и анализу проведенных ранее изысканий. При работе с эмпирическим материалом были задействованы методы сравнения и типизации.

В основной части обзора автор приводит характеристики ключевых этапов развития социальной журналистики. Первый из них – 1990-е – н. 2000-х гг. – определяется доминированием манипулятивных, негативистских стратегий журналистики, касающихся общественной проблематики. В список основных стратегий попали: депроблематизация, монологизация, редукция, негативизм как таковой, сенсационность, морализаторство, дегероизация. В целом, эти явления в журналистике 1990-х и даже рубежа тысячелетий стали отражением растерянности общества перед обрушившимися на него переменами.

2000-й – первая половина 2010-х гг. Описанные выше стратегии не исчезли, однако им на смену стали приходить альтернативные, более соответствующие духу времени. В предыдущие десятилетия российское общество приобрело «бесценный опыт социальной адаптации». Вместе с ним возникло осознание важности общественной компоненты реформ и негативных последствий недооценки субъективного фактора. К положительным свойствам новых стратегий Т.И. Фролова относит: гуманизацию новостного потока, реабилитацию «нормальной жизни», ситуативно-прагматический анализ, активизацию аудитории, оживление общественной экспертизы, открытие новых источников информации, развитие дискуссионных площадок. Итогом актуализации гуманитарной проблематики стал «сам факт ее утверждения в информационном поле, признание ее легитимности, стремление уравнять в правах с другими тематическими направлениями».

Вторая половина 2010-х – 2020-е гг. Говоря о новых сторонах и характеристиках объекта исследования, автор указывает на их «текущий, неокончательный характер, это рефлексия оперативная, движущаяся, в силу чего опора на нее весьма условна». Но антропологический поворот, по мнению автора, «обнаружил себя в России последнего десятилетия со всей определенностью». Так, не занимая высоких мест в рейтингах гуманитарных, Россия оказывается в списке стран с очень высоким уровнем развития. Посредством чего Россия, по мнению автора «постоянно повышает свое положение на лестнице социальных достижений, упрочивает качество человеческого капитала». Это не подразумевает, что причины для беспокойства исчерпали себя, но «есть повод и для некоторой удовлетворенности».

В Заключении автор обозначает несколько процессов в текущем статусе медиаконтента: секвестирование традиционных повесток, миграция ведущих рубрик, диффузия основных повесток, генерализация гуманитарной повестки. Все эти явления сегодняшнего дня, отмечает Т.И. Фролова, актуализируют проблему разработки современной концепции социальной журналистики, «которая является не просто суммой основных повесток, но их взаимодействием и взаимопроникновением, предполагающим существенные идеологические и технологические сдвиги».

Источник.


Фролова Т.И.

доктор филологических наук, профессор кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; ORCID 0000-0003-1561-6169

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь