Роль ведущих медиа в росте популярности правых партий (на примере "Альтернативы для Германии") на выборах в Германии (2016-2018 гг.)

В своей работе директор Фонда социально-политических, экономических исследований «Интеграция и геополитика» Олег Владимирович Бондаренко анализирует, как общенациональные СМИ смогли повлиять на формирование образа правой партии «Альтернатива для Германии» в ходе предвыборной кампаний в 2016—2018 годах. Именно в 21 веке партийная система в европейских государствах начала переживать серьезный идеологический кризис, из которого не может выйти до сих пор. Недоверие к традиционным институтам привело к росту популярности правых партий, несмотря на то, что их часто называют популистскими. В качестве наиболее показательного примера такой новой политической силы Бондаренко рассматривает партию «Альтернатива для Германии», которая всего за четыре года существования смогла сформировать третью по численности фракцию в бундестаге. Кроме того, партия  имеет наиболее сложную историю взаимоотношений со СМИ, и на ее примере яснее всего видно, какую роль играют СМИ в формировании образа партии среди потенциальных избирателей. Автор работы исследует материалы шести общенациональных изданий ФРГ («Дойче Велле», «Шпигель», «Зюддойче цайтунг», «Франкфуртер Рундшау», «Хандельсблат» и «Бильд»), чтобы понять:
  1. Какой образ партии АдГ формируют современные немецкие медиа-издания;
  2. Какова роль крупных СМИ в рамках предвыборных кампаний.
Последний пункт важен не только в контексте изучения системы СМИ в Германии, но и во всей Европе. ФРГ в этом смысле является показательным примером европейской страны, в которой правые партии за последнее пятилетие набрали высокие рейтинги популярности. Автор со ссылкой на более ранние исследования ученых отмечает, что СМИ являются важным инструмента формирования общественного мнения, а потому представители политических и экономических элит, несомненно, заинтересованы в том, чтобы использовать этот инструмент в своих целях.  
В работе Бондаренко отмечается, что все без исключения рассматриваемые СМИ на протяжении предвыборной кампании изображали АдГ в резко негативном свете. Чтобы показать партию как маргинальную структуру, которая защищает нацистские идеи, журналисты использовали такие приемы как клише, увязывание деятельности партии и актов насилия в отношении мигрантов в ФРГ, негативное изображение электората партии.
  

Бондаренко приходит к выводу, что несмотря на негативный образ партии на страницах шести общенациональных СМИ, АдГ не понесла существенных потерь среди электората. По мнению автора, это связано с тем, что население Германии теряет доверие к традиционным СМИ и видит именно в новых медиа (соцсети, онлайн-платформы и т.д.) источник альтернативной и более достоверной информации. Особенно это касается оппозиционно настроенной части электората, которая не поддерживает политику действующих властей Германии. 

Автор исследования также дает рекомендации о том, как традиционные СМИ в ФРГ могли бы упрочить свои позиции в обществе и повысить свое влияние. Среди них – расширение присутствия СМИ в интернет-пространстве. Газета должна уметь составить конкуренцию «партизанским» изданиям в соцсетях. Еще один способ повысить влияние традиционных СМИ – внедрение новых правил работы поисковых систем. Если поисковые алгоритмы будут перестроены так, чтобы пользователь на свой запрос в первую очередь видел ссылки на материалы ведущих СМИ, то постепенно именно эти издания станут восприниматься как основные поставщики информации. 



Бондаренко О.В.

директор Фонда социально-политических, экономических исследований «Интеграция и геополитика», г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь