Родолфо Хорхе Уолш: свидетельство эпохи и актуальные стратегии повествования литературной журналистики

05.04.2024

Родолфо Хорхе Уолш: свидетельство эпохи и актуальные стратегии повествования литературной журналистики

Латинская Америка стал регионом, в котором «основные повествовательные стратегии выкристаллизовались в процессе сопротивления власти». Ярким примером репортера-интеллектуала, сражающегося за свою правду, стал Родолфо Хорхе Уолш (1927-1977). Его жизнь и творчество пришлись на время госпереворотов и диктатур в Аргентине ХХ века. Уолш погиб, отстаивая принципы честной журналистики. 

Взаимосвязь литературы и журналистики в творчестве Уолша представляет наибольший интерес для современного читателя-исследователя. Эмпирическим материалом послужили журналистские хроники 1960-1970 гг., а также документальный роман-расследование «Операция «Бойня» (1957). Именно написание этого произведения, полагают авторы, позволяет считать Родолфо Уолша родоначальником «нового журнализма», – направления, возникновение которого принято связывать с именами американских авторов (Гая Тализа, Тома Вулфа, Трумена Капоте), начинавших активно развивать его спустя  десятилетие после создания «Бойни».

На протяжении следующих 20 лет, в 1960-1970 гг. Уолш исследует возможности разных жанров с целью найти тот, который был бы конгениален эпохе и наиболее полно мог выразить «позицию автора как журналиста и человека». Таковым стал жанр хроники с его богатой историей и самобытной латиноамериканской традицией. Его и выбрал Уолш для дальнейшего творчества.

Написанные в 1960-70 гг. хроники (такие как «Карнавал Кате», «Остров воскресших», «Сиеста-экспресс», «Путешествие в глубины призраков») стали результатами не только кропотливых журналистских расследований, но и глубокой литературной проработки текстов. Он сам писал: «Моим намерением было разработать статьи с той же тщательностью, с которой можно написать рассказ или роман, другими словами, посвятить одной статье работу целого месяца».

На основании проведенного анализа творчества Уолша авторы приходят к ряду существенных выводов. Во-первых, Уолш всегда следовал главному правилу журналистики – представлять в своих текстах читателям только достоверную информацию, вызывая тем самым интерес и живую реакцию своей аудитории. Работая над творческим почерком, Уолш создал собственные повествовательные стратегии, которые выявлены и перечислены авторами эссе. Благодаря этим стратегиям его тексты не теряют злободневности и сегодня.

Будучи родоначальником направления новой журналистики, Уолш работал в жанрах как художественных, так и документальных (рассказ, театральная пьеса, личный дневник, открытое письмо, интервью). На примере его хроникальных произведений, изученных авторами, в них во всех с очевидностью прослеживается прием гибридизации жанров. Сюда Уолш включает как элементы журналистского расследования, так и реминисценции на произведения мировой художественной литературы.

 Органичного синтеза художественных и документальных жанров Уолш достиг в своем романе «Операция «Бойня». Авторы эссе выдели в нем дискурсивные практики широкой палитры жанров: романа, репортажа, детективного рассказа, журналистской хроники, легенды и народного сказания. Книга-расследование помогла в Уолшу порвать связь с фрагментарностью газетных новостей, характерных для отдельных репортерских материалов. Текст книги получил качество целостности, благодаря чему жанр романа-свидетельства (testemonio) приобрел значимость, как с исторической, так и эстетической точек зрения.

Поиск новых форм, продолжавшейся весь творческий путь Родолфо Хорхе Уолша, был связан с его необоримым желанием обрести истину вопреки официозу и политике замалчивания, донести ее до читателя. Эта принципиальность в вопросах журналистской этики стоила ему жизни. Однако стратегии повествования Уолша «дали новый импульс развитию качественно журналистики, как в Латинской Америке, так и в других странах».

 Источник.

 



Соколова В.М.

кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь