Речевая организация метатекста телеграм-поста

28.02.2024

Речевая организация метатекста телеграм-поста

Объект исследования Л.Р. Дускаевой – метатекст, определяемый как «субтекстовая конструкция, организуемая разноуровневыми языковыми средствами». Метатекст – обоюдоострый инструмент языковый коммуникации: он помогает автору воздействовать на читателя, а читателю – уяснить замыслы автора. Таким образом, метатекст становится средством обеспечения личностно-ориентированной взаимосвязи автора с читателем, позволяя вовлечь последнего «в атмосферу интеллектуального сотрудничества». Соответственно, тому, как этот процесс организуется и какова речевая специфика метатекста в постах телеграм-каналов, посвящает свою статью Л.Р. Дускаева.

В качестве эмпирического материала автором были выбраны посты в открытых научно-популярных телеграм-каналах – «Биологово», «TechInsider», «Блуждающий нерв», «Кот Шредингера», «Наука PRO», «Наука и жизнь» – с количеством подписчиков в диапазоне от 500 до 800 тысяч. Корпус текстов насчитывает 450 постов, полученных методом сплошной выборки за 2022 г. Телеграм-пост, в определении автора, «представляет собой мультимодальный гипертекст – помещенное в ячейку небольшое сообщение, которое может содержать как вербально выраженную информацию, так и изображения, диаграммы, графики, аудио- или видеоматериалы. Строится пост как комментирующая упаковка к сообщению, по принципу матрешки, иногда – сочетанием изображения и комментария». 

Результаты исследования были изложены автором в трех пунктах. Согласно первому, анализ телеграм-постов продемонстрировал возможность их типологизации. Так первую группу составили публикации, основанные на изображении как источнике образных новых знаний. Через их текст устанавливается коммуникация между ученым, исследующими фото и читателем. Вторые – текстуальные – обращают внимание аудитории к новостям о научных открытиях, либо к их источникам – статьям или книгам. Здесь пост опосредуют связь между автором научного открытия и читателем. Таким образом в обоих случаях реализуется метатекстовый характер публикации.

Второй результирующей пункт описывает организацию речевой структуры метатекста постов согласно двум линиям смысловых взаимодействий: «Он – Я» и «Я – Вы». В первом случае пост реализует связь между исследователем фото и телеграмером. Во втором – это связь между телеграмером и читателем, направленнаяна установление доверительных отношений между автором поста и его аудиторией.

В третьем пункте раскрывается инновационный механизм, действующий при формировании метатекстуальности в постах. Экспрессивность в упорядочивании фактов достигается путем обращения автора к лексическим креатемам, таким как метафоры, наряду с синтаксическими приемами – анафорой, параллелизмом, сегментацией. Анализ использования креатем позволил автору статьи точнее понять суть лингвокреативности и выявить три основные формы ее проявления. Это оригинальность как установление дистантных ассоциации, семантическую гибкость как видение главного и вариативности его применения и, наконец, образную адаптивную гибкость как видоизменяемость стимула для обнаружения в нем новых качеств и их функциональности.

Делая выводы на основании своего исследования, Л.Р. Дускаева формулирует и уточняет дефиницию понятия «метатекст». Автор определяет его как «строительный каркас медиатекста, который создается на основе смысловых взаимодействий участников научной популяризации: источника знаний, телеграмера и адресата». 

Далее автор выявляет организующие речевой структуру метатекста маркеры: наименование участников коммуникации, название речемыслительной активности, показатели эмоциональных и рациональных оценок чужих позиции, маркеры логико-смысловых отношений, акцентуации. Инновационный подход и креативность при обращении к ресурсам метатекстуальности способствуют возникновению новых речевых форматов и технологий, поддерживая адаптацию языка к условиям субъект-субъектного общения, типичного для таких видов медиа как мессенджеры.

Источник.


Дускаева Л.Р.

доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой медиалингвистики, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия.

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь