Районные Telegram-каналы Москвы: опыт контент-аналитического исследования

19.04.2024

Районные Telegram-каналы Москвы: опыт контент-аналитического исследования

Перед нами первая – контент-аналитическая – часть исследования гиперлокальных медиа города Москвы. Эмпирическим материалом для нее послужили сообщения в районных Telegram-каналах, в которых происходит обмен информацией местного значения о «проживании и переживаниях города, повседневных практиках горожан, зафиксированных в тексте».

В исследовании ключевых источников новостей, проведенном в 2021 г. среди москвичей, мессенджер Telegram как медийная площадка занял первое место. Это закономерно, поскольку там же указано, что оперативное информирование граждан о жизни столицы – основная задача профильных Telegram-каналов.

Основываясь на этих данных, авторы выбрали в качестве объекта исследования городские коммуникации в районных в Telegram-каналах Москвы. Предметом изучения в данной, первой части стало отражение повседневных городских практик в постах на указанной платформе. В связи с этим были сформулированы следующие вопросы:

  • В каком формате контента происходит фиксация повседневных городских практик? 
  • Какие темы превалируют в локальной повестке, как они связаны с географической привязкой каналов? 
  • Какой тип аргументации и какая лексика будут использоваться при описании обыденный городской жизни?

О методике исследования. Немного фактов: Москва находится на первом месте среди городов России по количеству жителей-пользователей Telegram. На время исследования, указывают авторы, «москвичи составляли треть активной аудитории Telegram. 2021 г. как период исследования был выбран исходя из его относительной ординарности – «без давления внешних факторов».

Выбор каналов проходил в два этапа. На первом с помощью ключевых слов и аналитического сервиса TGStat были выбраны все источники, которых оказалось 113. Из этого числа во втором этапе были выделены те, что проявляли активность период исследования, подходили по тематической направленности и насчитывали количество подписчиков, превышающее 1000 человек. В итоге были выявлены 43 канала. 

Авторы отмечают единообразную функциональность всех ресурсов: информирование жителей о текущих изменениях, создание привлекательного имиджа, обсуждение насущных проблем. За отведенный период были собраны 2620 постов (ВАО – 344/5 каналов, ЮЗАО – 248/5, ЮАО – 300/5, СВАО – 202/5, САО – 221/4, ЗАО – 511/5, ЦАО – 161/4, ЮВАО – 367/5, СЗАО – 240/5). Далее был проведен контент-анализ этого материала с его кодификацией по следующим категориям: формат текста поста, его разновидность, оригинальность, тематика, тип аргументации, использование лексических средств.

В результате проведенного исследования авторы сформулировали следующие выводы. Контент в городских каналах форматно не однороден: это могут быть новости района/округа/города, а также побуждение к дискуссии, объявления, сообщения, анонсы. Высокая степень визуализации сообщений (93% – с иллюстрациями, из которых 83% – с фотографиями), зачастую обеспечиваемая самими подписчиками, наглядно отображает житейский опыт москвичей.

Важными факторами, влияющими на тематику Telegram-каналов, оказываются особенности местоположения районов города. Но есть и три общие доминанты: природа, ЖКХ и инфраструктура. Тематическая палитра отображает все «локусы городской жизни»: памятные, знаковые места и домашняя территория (дворы, улицы). Отдельные злободневные темы, такие как проблемы миграции, парковки, остаются вне повестки, по мнению авторов, находя себе место в других ресурсах. Нет в гиперлокальных каналах и ссылок на авторитеты. Вместо этого авторы апеллируют к собственному либо соседскому опыту.

Резюмируя, авторы пишут, что на основе исследованного материала, «повседневность московских москвичей содержит целый спектр сюжетов городского пространства, цель которого – сделать город ближе к жителям».


Зуйкина К.Л.

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия; ORCID 0000-0002-2199-197X

Аникина М.Е.

кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия; ORCID 0000-0002-4688-4038

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь