«Прямое включение»: квазижанровая форма в стихийной типологии жанров радиожурналистов

13.03.2024

«Прямое включение»: квазижанровая форма в стихийной типологии жанров радиожурналистов

 

Целью, которую ставит перед собой авторы статьи, становится решение проблемы типологизации так называемого «прямого включения» как популярного вида контента в современном радиовещании. В начале работы авторам представляются два возможных ответа. Либо данный тип сообщения является новым, еще не внесенным систематику жанром. Либо прямое включение – это лишь другое название жанра уже существующего. В этом случае речь идет не о вопросах жанрообразования, но о необходимости нейминга.

Для верификации данных гипотез авторами было предпринято эмпирические исследования в период с 2018 по 2020 г. Оно состояло из трех этапов. На первом был проведен отбор эфирных сообщений по двум критериям: все тексты были переданы с помощью либо телефона, либо других цифровых средств коммуникации; также они должны были представлять широкий набор типологических признаков. Второй этап включал себя жанровую дифференциацию эмпирического материала по трем категориям: предмет отображения, цель коммуникации, превалирующий журналистский метод. 

На третьем этапе авторы организовали опрос практикующих журналистов, которых попросили дать собственные жанровые определения фрагментов радиоэфира, вошедших в эмпирическую базу. В опросе приняли участие 10 сотрудников информационно-разговорных государственных и коммерческих радиостанций четырех российских городов («Первое подмосковное радио» (Радио 1), «Business FM», «Коммерсантъ FM», «Эхо Москвы», «Радио России» – в Москве, «Эхо Москвы в Кирове», ГТРК «Алтай» (Барнаул) и «Радио России –Новосибирск»), у которых имелся собственный опыт регулярных прямых включений, то есть сам тип таких сообщений должен был быть им хорошо известен.

Результаты проведенного исследования позволили авторам подтвердить их тезисы относительно свойств прямых включений. Действительно, как стилистические, так и содержательно-функциональные характеристики сообщений оказались весьма разно родными. Соответственно, делают вывод авторы: «Прямое включение – не жанр, а устойчивое объединение разных жанров, своеобразный обширный жанровый конгломерат».

При этом выявленная авторами схожесть с жанром данного классификационного образования позволяет им предложить оригинальное название – «квазижанры». Под ними следует понимать группу текстов, получивших общее наименование в профессиональной среде практикующих сотрудников радио; при этом они имеют некий единый признак, но в то же время формально относятся к разным жанрам. На основании исследовательского опыта авторы предполагают наличие и других аналогичных устойчивых групп квазижанров, однако их выявление возможно на основе дальнейших изысканий. 

Также частично подтвердилась гипотеза авторов о универсальности предложенные ими квазижанровой типологии: она функционирует во всей профессиональной среде, а не является продуктом деятельности отдельных журналистских коллективов. Из опросов следует, что сам термин «прямое включение» воспринимается как общеупотребимый, привычный.

Еще одной особенностью прямого включения стала его способность гибкому взаимодействию с жанром интервью, демонстрирующим высокий потенциал гибридизации. Частота использования жанра интервью при выключении также свидетельствует о его высокой востребованности в практике современного радиовещания. Уточняется и сам термин «гибридизация», о котором авторы пишут: «В случае прямых включений, гибрид — не жанр с нечетко обозначенными границами, вобравший в себя отдельные черты другого жанра, а явный кентавр: представляет собой почти паритетное соединение двух жанровых моделей в одном произведении, одна из которых — интервью».

Подытоживая статью, авторы предполагают, что прямое включение можно считать своеобразным расширением прямого эфира, возможностью обогащение традиционный коммуникации, в которой участвуют журналист у микрофона и слушатель, а центром является эфирная студия.

Источник.


Сырков Г.В.

соискатель, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Круглова Л.А.

кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь