Профессия тележурналиста в оценке студентов направления «Телевидение»

01.04.2024

Профессия тележурналиста в оценке студентов направления «Телевидение»


В данной статье представлены результаты всероссийского анкетирования студентов-тележурналистов. Главным стремлением автора было выявить отношение респондентов к их будущей специальности. 

На начальном этапе работы был сформулирован ряд исследовательских вопросов:

– Рассматривают ли студенты отечественные телеканалы в качестве возможного места работы?

– Хотели ли бы респонденты связать свою жизнь с производством непосредственно теленовостей?

– Насколько полезным оказалось обучение в вузе в контексте подготовки к работе на ТВ?

– По какой причине молодые люди выбрали такую специальность?

Переходя к описанию методики, автор отмечает, что ключевым исследовательским средством стала специально разработанная стандартизированная анкета. В ее финальную версию попали вопросы с большим количеством возможных ответов и опцией указания собственной версии. Это тактика должна была в итоге обеспечить создание объемной картины, дающей исследователям возможность в наибольшей степени «оценить отношение студентов к учебному процессу и выбранной профессии».

На первом этапе исследования на основе анализа научной литературы был выявлен ряд проблемных аспектов, ассоциирующихся у студентов с выбором их будущей профессии. Сюда попали трудоемкость современного рабочего процесса на ТВ, связанная с необходимостью обладания рядом специфических компетенций. Также тревогу вызывает транслируемый в научной и учебной литературе дискурс туманного будущего телевидения. Не последнюю роль играет и кризис доверия в социуме к широковещательным СМИ, которые все чаще ассоциируется с понятием «пропаганда».

На втором этапе автор пытался выяснить, как обстоят дела с трудоустройством тележурналистов в текущем периоде развития медиа – наблюдается ли сегодня дефицит кадров? Для этого были опрошены сотрудники шести федеральных каналов, которые не подтвердили данные предположение – никакого кадрового кризиса в творческих коллективах на телевидении нет.

Третий этап состоял из непосредственного проведения опроса среди учащихся IV курса бакалавриата специальности «тележурналистика» в сентябре-октябре 2022 г. Анкета содержала девять вопросов, она распространялась среди студентов восьми российских вузов – от Владивостока до Санкт-Петербурга. Всего было опрошено 102 бакалавра.

В результате исследования был сформулирован ряд вызовов, предполагающих как от практиков, работающих в тележурналистике, так и от преподавателей вузов определенного переосмысления принципов своей трудовой деятельности. Так автор предлагает решение существующих противоречий путем выстраивания качественно новой коммуникации между студенческим сообществом и коммьюнити ТВ-журналистов – «в формате мастер-классов, проведения экскурсий на телеканалах общения в неформальной обстановке, организации краткосрочных онлайн- и офлайн-курсов по узкоспециализированной тематике в рамках телепроизводства и т.д.».

Важным средством содействия, как называет его автор, – «миссией» опытных тележурналистов могла бы стать всякого рода поддержка студентов-практикантов и молодых сотрудников, способная помочь им адаптироваться к непростым условиям работы на телевидении. Еще одним фактором, полезным в работе молодых, может стать обращение старших коллег к позитивным аспектам деятельности телевизионных журналистов, особенно в условиях функционирования информационной редакции ТВ-канала. К ним автора относит необходимости: «наиболее быстро исполнять задачи, ежедневно преодолевать множество стрессовых ситуаций, демонстрировать навык эффективного взаимодействия с коллегами, компетентность в вопросах поиска интересной информации, общения с героями материалов, создания качественных текстов и работы с аудиовизуальным рядом».

Также автор считает важным внести определенные изменения в курс медиаграмотности, который должен учить студентов гигиене потребления информации в цифровую эпоху. Наставникам будущих сотрудников телеканалов также важно особое внимание уделить обучению студентов практическим навыкам работы, что, по мнению автора, «может вселить в молодых людей уверенность в своих силах и вдохновить на работу по выбранной специальности».

Источник.


Проскурнова Е.Л.

кандидат филологических наук, преподаватель кафедры массовых коммуникаций, филологический факультет Российского университета дружбы народов, специальный корреспондент ТК «ТВ Центр», Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь