Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели
О будущем профессии журналиста дискутируют в профессиональной среде, но в диалог редко вступают люди, напрямую влияющие на развитие ремесла. В своей статье авторы рассказали о мнении преподавателей факультетов журналистики из Европы и России и привели данные международного опроса 2018 года (EJTA).
В масштабном опросе участвовали преподаватели из 69 высших учебных заведений 28 стран Европы. Наравне с ними в составлении мнения о будущем журналистики учитывались голоса представителей трех российских университетов. В статье Н. Дрок и М.М. Лукина рассматривают результаты исследования только в отношении профессиональных навыков и умений журналистов.
Отправной точкой для создания ряд исследований мнений преподавателей в сфере журналистики послужила концепция «Обновление журналистики через образование». Она впитала в себе две практики: академические исследования и приобретения профессиональных и практических навыков. Из 1169 участников EJTA полностью заполнили анкеты 1019 респондентов.
Предварительно респонденты представили сведения о географии проживания, половозрастных характеристиках, стаже работы журналистом и преподавателем, образовании. Наибольшее число участников исследования оказалось во Франции (157), России (129) и Нидерландах (100). Большинство из них преподают для студентов бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях. Примечательно, что в среднем европейские преподаватели оказались старше российских, в некоторых возрастных категориях разница составила 2 и более раз.
Главная цель исследования состояла в создании портрета будущего журналиста на основании мнения тех, кто преподает журналистику. Несмотря на многие различия в культурных системах, результаты в некоторых случаях были удивительно схожими. Три первых места среди важности компетенций журналиста в ближайшем десятилетии по Европе и России были названы: верить в демократические ценности; видеть связь между событиями локального, национального и глобального масштаба; быть в курсе текущих событий и их контента.
В дальнейшем исследовались топ-5 компетенций будущего журналиста, наименее важные компетенции будущего. Среди главных выводов исследователи отметили, что российские и европейские преподаватели разделяли точку зрения в похожих позициях в практически равном процентном соотношении. В будущем отказали такому явлению, как “быстрая журналистика”, которая не предполагает глубокое погружение в информационное поле и тщательную проверку источников.
Равно высокие показатели среди российских и европейских преподавателей получила компетенция “организовать обратную связь с аудиторией”: опрошенные посчитали, что журналисты будущего десятилетия должны иметь тесную связь с читателями и опираться на их мнение во время работы над контентом. Подобный большой отклик (3,94 в Европе и 4,06 в России) получила графа “иметь знание в какой-либо специализированной области”. Это означает, что в приоритете для будущего журналистики нужны специалисты, обладающие специфическими знаниями, которые могут углубиться в несколько специализированных тем.
Наименее важной компетенции была названа способность работать в режиме временного стресса: за нее проголосовали наименьшее количество опрошенных в подсчете по средним показателям. Подобный выбор может быть обусловлен тем, что в стрессе сегодня находятся большинство людей. Журналистика как профессия также сильно сопряжена со стрессом.
Мнения преподавателей из Европы и России также сошлись в необязательном понимании возможностей медиарынка для будущего журналиста. Данная компетенция не обязательна в условиях современного быстрого развития и изменения медиапространства и рынка.
Российские преподаватели низко оценили значимость компетенции “способность размышлять о будущем журналистики”.
К каждому вопросу анкеты была возможность оставить комментарии, которые в конце можно условно разделить на группы “Перемены не нужны” и “Перемены необходимы”. Первые относились к тем концепциям, которые сохранят свою значимость в будущем. Во вторых говорилось об изменениях в приведенных условиях: например, “нам нужна журналистика, которая не опирается на корпоративную рекламу”.
Анкета отвечает на вопрос, как будет развиваться журналистика в ближайшие 10 лет через мнения преподавателей.
профессор школы медиа Университета прикладных наук Виндсхайма, президент Европейской Ассоциации преподавателей журналистики (EJTA), г. Зволле, Нидерланды
кандидат филологических наук, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
связь