Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели

О будущем профессии журналиста дискутируют в профессиональной среде, но в диалог редко вступают люди, напрямую влияющие на развитие ремесла. В своей статье авторы рассказали о мнении преподавателей факультетов журналистики из Европы и России и привели данные международного опроса 2018 года (EJTA).

В масштабном опросе участвовали преподаватели из 69 высших учебных заведений 28 стран Европы. Наравне с ними в составлении мнения о будущем журналистики учитывались голоса представителей трех российских университетов. В статье Н. Дрок и М.М. Лукина рассматривают результаты исследования только в отношении профессиональных навыков и умений журналистов. 

Отправной точкой для создания ряд исследований мнений преподавателей в сфере журналистики послужила концепция «Обновление журналистики через образование». Она впитала в себе две практики: академические исследования и приобретения профессиональных и практических навыков. Из 1169 участников EJTA полностью заполнили анкеты 1019 респондентов.

Предварительно респонденты представили сведения о географии проживания, половозрастных характеристиках, стаже работы журналистом и преподавателем, образовании. Наибольшее число участников исследования оказалось во Франции (157), России (129) и Нидерландах (100). Большинство из них преподают для студентов бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях. Примечательно, что в среднем европейские преподаватели оказались старше российских, в некоторых возрастных категориях разница составила 2 и более раз. 

Главная цель исследования состояла в создании портрета будущего журналиста на основании мнения тех, кто преподает журналистику. Несмотря на многие различия в культурных системах, результаты в некоторых случаях были удивительно схожими. Три первых места среди важности компетенций журналиста в ближайшем десятилетии по Европе и России были названы: верить в демократические ценности; видеть связь между событиями локального, национального и глобального масштаба; быть в курсе текущих событий и их контента. 

В дальнейшем исследовались топ-5 компетенций будущего журналиста, наименее важные компетенции будущего. Среди главных выводов исследователи отметили, что российские и европейские преподаватели разделяли точку зрения в похожих позициях в практически равном процентном соотношении. В будущем отказали такому явлению, как “быстрая журналистика”, которая не предполагает глубокое погружение в информационное поле и тщательную проверку источников. 

Равно высокие показатели среди российских и европейских преподавателей получила компетенция “организовать обратную связь с аудиторией”: опрошенные посчитали, что журналисты будущего десятилетия должны иметь тесную связь с читателями и опираться на их мнение во время работы над контентом. Подобный большой отклик (3,94 в Европе и 4,06 в России) получила графа “иметь знание в какой-либо специализированной области”. Это означает, что в приоритете для будущего журналистики нужны специалисты, обладающие специфическими знаниями, которые могут углубиться в несколько специализированных тем. 

Наименее важной компетенции была названа способность работать в режиме временного стресса: за нее проголосовали наименьшее количество опрошенных в подсчете по средним показателям. Подобный выбор может быть обусловлен тем, что в стрессе сегодня находятся большинство людей. Журналистика как профессия также сильно сопряжена со стрессом. 

Мнения преподавателей из Европы и России также сошлись в необязательном понимании возможностей медиарынка для будущего журналиста. Данная компетенция не обязательна в условиях современного быстрого развития и изменения медиапространства и рынка. 

Российские преподаватели низко оценили значимость компетенции “способность размышлять о будущем журналистики”. 

К каждому вопросу анкеты была возможность оставить комментарии, которые в конце можно условно разделить на группы “Перемены не нужны” и “Перемены необходимы”. Первые относились к тем концепциям, которые сохранят свою значимость в будущем. Во вторых говорилось об изменениях в приведенных условиях: например, “нам нужна журналистика, которая не опирается на корпоративную рекламу”. 

Анкета отвечает на вопрос, как будет развиваться журналистика в ближайшие 10 лет через мнения преподавателей. 



Дрок Н.

профессор школы медиа Университета прикладных наук Виндсхайма, президент Европейской Ассоциации преподавателей журналистики (EJTA), г. Зволле, Нидерланды

Лукина М.М.

кандидат филологических наук, доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь