Предпосылки и мотивы получения гражданами КНР журналистского образования в России (на примере студентов факультета журналистики МГУ)

24.04.2024

Предпосылки и мотивы получения гражданами КНР журналистского образования в России (на примере студентов факультета журналистики МГУ)

В 2022–2023-м учебном году количество китайских студентов, получавших образование на факультете журналистики МГУ, превысило 600 человек. Это достижение стало результатом семилетнего периода, в течение которого наблюдался устойчивый рост интереса абитуриентов из КНР к обучению на нашем факультете. Причины этой популярности исследуют авторы представленной статьи.

Обладая большим административным и педагогическим опытом, авторы поставили перед собой цель – выявить причины и закономерности, «которые подталкивают молодых китайцев не просто выбирать журналистское образование, но и получать его в другой стране – на факультете журналистики МГУ». Для ответа на эти вопросы авторы организовали анкетирование студентов журфака, приехавших из КНР.

С целью получения наиболее объективной картины, исключающей чрезмерную комплиментарность ответов (свойственную, по авторам, манере общения китайцев), анкетирование носило анонимный характер. Список насчитывал 60 вопросов, часть которых затрагивала непосредственно тему выбора журналистского образования в МГУ. Ответы на них послужили эмпирическим материалом исследования. 

Из 602 человек, составивших целевую аудиторию, качественно выполнили задание 47%, то есть 281 студент. В конечном счете, только 260 анкет были использованы для интерпретации собранных данных. Опрос проходил в марте 2023 г., что позволило избежать негатива, связанного со стрессом при сдаче сессии.

Приступая к анализу результатов, авторы приводят перечень факторов, которые, по их мнению, оказали влияние на принятия студентами из КНР решения об учебе на журфаке МГУ. В него вошли: экономико-географический фактор, фактор готовности к академической мобильности и фактор изучения русского языка. Далее авторы перечисляют ряд мотивов, руководящих студентами и образующих «своеобразную «воронку»: мотивация получения высшего образования в РФ, мотивация получения образования в МГУ, мотивация выбора факультета журналистики МГУ.

Переходя к формулированию выводов, авторы признают их ограниченность – невозможность экстраполяции на всех студентов КНР, изучающих журналистику в российских вузах. На качество ответов могли оказать влияние, как бренд МГУ, так и фактор пандемии, вынудивший респондентов длительное время обучаться дистанционно. При этом полученные результаты позволяют выявить актуальные направления дальнейшего изучения проблемы.

Резюмируя влияние описанных в статье факторов, авторы замечают, что проживание абитуриентов в экономически развитых провинциях, а также опыт академической мобильности могут способствовать принятию решения об учебе в РФ и конкретно на факультете журналистики МГУ. Авторы высказывают гипотезу, согласно которой в экономически успешных провинциях высокий уровень развития локальных медиа может влиять на выбор журналистской профессии, но это предположение требует дальнейшей верификации.

Авторы признают, что были удивлены тем, что фактор русского языка оказался менее значимым, чем они полагали. Более 50% респондентов пребывают в РФ, не зная русского языка, особенно бакалавры. Для многих абитуриентов незнание русского языка не было блокирующим фактором, но затруднением, решаемым на годичных подготовительных курсах. Владение русским языком, таким образом, отмечают авторы, – это зачастую не цель, а инструмент для получения гражданами КНР высшего образования в РФ.

Факторы престижности брендов МГУ и факультета журналистики приводят к тому, что их выбор у четверти респондентов происходит спонтанно. Они не знают, чем будут заниматься после получения диплома и не считают выбор профессии журналиста по возвращении в КНР перспективным. Примерно столько же респондентов – четверть – признались в том, что задумались бы о смене факультета, появись у них такая возможность.

Говоря об остальных опрошенных, авторы указывают, что ситуация с ними оказывается гораздо более позитивной. Несмотря на присутствие условно рациональных мотивов («престижный факультет», «по рекомендации», «здание в центре Москвы», «много китайских студентов»), более 2/3 опрошенных обладали достаточно конкретными представлениями о своей будущей профессии. При этом, отмечают авторы, оно не ограничивалось абстрактным «хочу быть журналистом», но подразумевало необходимость овладения профессией, требующей знаний и навыков в области медиа, но не всегда являющейся чистой журналистикой. Это обстоятельство, подытоживают авторы, «на наш взгляд, свидетельствует о высокой степени осознанности».

Источник.


Черевко Т.С.

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; ORCID 0009-0003-1304-3990

Пуцева М.Д.

старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия; ORCID 0000-0001-9570-1069

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь