Освещение выборов в Московскую городскую Думу-2019 в социальных медиа

Выборы в Московскую городскую Думу - одно из самых обсуждаемый и громких событий 2019 года. Прецедентом споров и протестов граждан стал отказ в регистрации оппозиционных кандидатов. Сомнительно обоснованные отказы вызвали широкий резонанс общественности. Подобные действия привели к массовым протестам в Москве, а позже и к сериям уголовных дел в отношении участников митингов. Российский оппозиционер Алексей Навальный предложил провести “Умное голосование”, призвав к солидарному голосованию за оппозиционного кандидата с наибольшими шансами на победу. По итогам 20 мест из 45 в Мосгордуме достались оппозиции.

В то время как государственные медиа не придавали внимание происходящему, значительную роль в огласке ситуации и связи между оппозиционерами и их сторонниками сыграли социальные сети. В связи с этим стало интересно наблюдать за поведением различных медиа, пабликов и блогеров, каждый из которых выбрал для себя определенную тактику освещения событий. 

Исходя из этого, было проведено исследование, целью которого стало выявление закономерностей в освещении выборов в Мосгордуму-2019 в социальных сетях, касающиеся как формальных характеристик сообщений, так и их содержательных аспектов, включая тематику, коннотацию и вовлечение аудитории.

В рамках данного исследования были задействованы наиболее популярные социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», «Инстаграм» (Instagram), «Ютуб» (YouТube), «Фейсбук» (Facebook), «Твиттер» (Twitter), «Телеграм» (Telegram) и «ЖЖ» (Livejournal). На каждой из платформ было отобрано по пять наиболее популярных каналов/групп/аккаунтов, посвященных российской политике и затрагивающих тему выборов в Мосгордуму. Исследование проводилось с помощью метода контент-анализа. Для его проведения были выделены следующие категории: тип контента, формат визуального контента, формат видеоконтента, формат аудиоконтента, характер поста, тип вовлекающих/агитационных постов, базовая тематика поста, тип ключевой персоны, упоминающийся в тексте, проблематика поста и тональность.

В ходе исследования было выявлено несколько закономерностей в освещении выборов в Мосгордуму-2019 в социальных сетях. 

  • В большинстве случаев форма публикаций в соцсетях зависит от функционального предназначения соцсети. Так, «Твиттер» и «Телеграм» оказались лидерами по доле текстовых публикаций. А вот показатели “Инстаграм” оказались ниже по иллюстративным публикациям, нежели у “Живого журнала” и “Вконтакте”. “Ютуб” стал исключением, у данного видеохостинга 100% контента составляют видео. 
  • Во всех исследуемых соцсетях преобладают мономедийные публикации. Доля мультимедийных публикаций колеблется от 2% в «Одноклассниках» и 8,7% в «Твиттере» до 31,2% в «ВКонтакте» и 29,2% в «Инстаграме». 
  • Обычные фотографии являются основной частью иллюстративного контента соцсетей.
  • Большая часть постов носила агитационный характер, целью которого была критика либо дискредитация политических оппонентов.
  • Самым упоминаемым незарегистрированным кандидатом стала Любовь Соболь, которая опередила почти вдвое зарегистрированного кандидата Валерию Касамару. На втором месте по упоминаниям стали граждане, которые были задержаны в ходе акций протеста, например, Павел Устинов. Также третьей особенностью стала низкая упоминаемость партий, хотя было значительное количество кандидатов, которые избирались от партий.

Исследование показало, что социальные сети способны конкурировать с провластными медиа. Оппозиция продемонстрировала технологию “перехвата повестки”. Прямой доступ к избирателю с помощью соцсетей помог кандидатам отстоять свои права и добиться огласки ситуации. При этом избирателю следует быть осторожным в потреблении информации в интернет-пространстве, так как зачастую она может быть выдернута из контекста или построена на “эффекте постправды”. Тем не менее, роль социальных сетей сложно недооценивать, ведь если бы их не было, вышеупомянутые тенденции могли бы не проявиться.



Колесниченко А.В.

к.ф.н., доцент кафедры периодической печати, факультет журналистики МГУ

Давлетшина М.И.

аспирантка кафедры теории и экономики СМИ, факультет журналистики МГУ

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь