«Они все равно меня находят»: медиапотребление людей, избегающих новостей

20.03.2024

«Они все равно меня находят»: медиапотребление людей, избегающих новостей 

Во всем мире увеличивается круг людей, сознательно ограничивающих свое потребление информационного контента: так в 2022 г. таковых было 54% в Бразилии, 46% – в Великобритании, 42% – в США, 41% – в России. Однако полностью отрезать себя от новостей в реальности распространения социальных медиа невозможно. Благодаря их всепроникающему присутствию человек сталкивается с феноменом, получивший название «новости-находят-меня». Его изучению в реальности российского медиапространства посвящает свое исследование автор.

Обращаясь к данному явлению, А.Д. Казун пытается ответить на два вопроса. Во-первых, каков механизм столкновения с экономическими и политическими новостями людей, избегающих такой информации? И, во-вторых, как такие люди воспринимают сам факт неизбежности подобных новостей?

Для ответа на эти вопросы автор провел 44 полуструктурированных интервью, большинство из них – с москвичами, два – с петербуржцами и два – с релокантами. Возраст информантов колеблется в диапазоне от 18 до 81 года. Поскольку, в соответствии с ранее проведенными исследованиями, избегание новостей более характерно для молодых людей и женщин, в выборке оказались 33 женщины и 11 мужчин, 30 из них были младше 40 лет, 14 – старше. Еще одним критерием, позволившим ранжировать информантов, был их уровень политических знаний, определявшийся по разработанной в 2010 г. для России шкале с интервалом от 2 (наименьшее) до 10.

Основываясь на анализе полученных в ходе интервью сведений, автор приходит к следующим выводам. Несмотря на их стремление избегать экономических и политических новостей, опрошенные люди осознают невозможность осуществления этого. Притом у них не возникает боязни оказаться не в курсе неких важных событий, поскольку они уверены в том, что действительно важные новости найдут их сами. Мотивация же отказа от самостоятельного поиска и потребления информационного контента зиждется на их нежелании знать лишние детали, не просто бесполезные, но и вызывающие негативные эмоции.

Хотя в более ранних исследованиях в качестве причины избегания новостей указывалась ситуация информационной перегрузки, автор данной статьи пришла к выводу, что это не так. Причиной изученной А.Д. Казун поведенческой стратегии является негативный уклон новостного контента. Именно он вызывает эмоции, способные отрицательно повлиять на настроение или нанести ущерб как психическому, так и физическому здоровью. Также плохие новости могут быть причиной «усталости сострадать». Еще один мотив избегания – недоверие к СМИ в целом.

Феномен «новости-находят-меня» обнаруживает более разнообразное происхождение, нежели предполагавшиеся ранее источники – социальные сети и компьютерные алгоритмы. В изученных интервью респонденты указывают на важные альтернативные ресурсы – межличностное общение и целенаправленное обращение к традиционным медиа. Причем, предостерегает автор, недооценивать роль офлайновой межличностной коммуникации не следует, «поскольку она обладает принудительной силой». Если, используя социальные сети, человек может пролистывать новости, а ссылки на СМИ не открывать, то «в разговорах с близкими он вынужден участвовать, чтобы «не потерять теплых отношений».

Заканчивая рассуждения о модели «новость-нашла-меня», автор перечисляет ряд признаков, указывающих на несовершенство такой ненамеренно получаемой информации. Это и неполнота сведений, и их искаженность механизмами кликбейта в сети, наряду с межличностной офлайновой коммуникацией, и снижение возможности критически оценивать источник, провоцирующей распространение фейков. Вопрос же политической грамотности и осведомленности аудитории, избегающий новостей, заключает автор, требует дальнейшего изучения и прояснения.

Источник.


Казун А.Д.

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, старший преподаватель факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь