Место ЛТТ в жанровой палитре телевизионных новостей

Вопреки возможному первому впечатлению, лайф ту тейп (от англ. Life to tape — «жизнь на пленку»), или ЛТТ — это вовсе не вид реалити-контента, а востребованный тип журналистских телематериалов. «Лайф-ту-тейп — особый вид съемки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях», — пишет «Словарь терминов журналистов». Но является ли ЛТТ самостоятельным жанром, или же это лишь вид репортажа, включенного наблюдения журналиста за окружающими его событиями? У исследователей пока нет единого мнения на этот счет.

Если кто-то полагает, что ЛТТ — это самостоятельное драматургически выстроенное произведение, то, согласно другой позиции, это не что иное, как ролевой репортаж с журналистом в главной роли.  Тем не менее, у лайф-ту-тейп действительно есть черты, отличающие его от других видов новостных телематериалов. Он находится на границе между монологом в кадре и событийным репортажем, включая в себя черты обоих жанров.

В классическом ЛТТ, который еще называют «псевдопрямым включением», в эфир передается записанный заранее стэндап, время от времени «перекрываемый» дополнительным видеорядом. Отсутствуют синхроны, лайфы и т.д., в отличие от ЛТТ с дополнительными элементами. В этих лайф-ту-тейп материалах достигается «эффект присутствия» за счет более долгого присутствия журналиста в кадре, а также «живого» монолога-импровизации.

Есть и другой вид лайф-ту-тейп: в нем полностью отсутствует закадровый текст, есть лишь стендапы, которые могут быть записаны несколькими дублями в разных локациях. При такой форме «эффект присутствия» достигается в наибольшей степени, так как журналист становится участником событий. Помимо этого, такой вид ЛТТ значительно сокращает время подготовки материала к выпуску: отсутствует необходимость «перекрывания» дополнительным видеорядом.

Как мы видим, ЛТТ качественно отличается от репортажа по своей структуре: в нем отсутствует закадровый текст, а в классическом лайф-ту-тейп нет дополнительных видеоматериалов, тогда как все это является необходимыми атрибутами репортажей. Подготовленный текст заменен в нем на неподготовленную речь. К тому же, ЛТТ стремится к оперативности и не подразумевает широкого освещения действительности, в отличие от репортажа. Тем не менее, по своей сути ЛТТ и репортаж имеют и общие черты: так, в них обоих одинаковый объект отображения — событие (новость); они оба близки к событийному репортажу.

Чтобы определить, что представляет собой лайф-ту-тейп как новостной жанр, мы провели исследование на основе 100 выпусков новостей пяти федеральных российских телеканалов. Даже в сжатые сроки — за 5 рабочих дней — мы смогли обнаружить 18 ЛТТ-сюжетов. Хотя это число гораздо меньше количества традиционных новостных форматов, мы все же можем сделать вывод, что лайф-ту-тейп можно относить к группе жанров телевизионной информации. При дальнейшем же исследовании мы увидели, что ЛТТ в основном использовался для отображения серьезных тем — политики, военных действий, происшествий. При этом большинство таких материалов являлись событийными, посвященными резонансным инфоповодам. Эти наблюдения еще раз подтвердили, что телевизионные редакции прибегают к лайф-ту-тейп в случаях, когда необходимо подготовить информационно насыщенный сюжет в сжатые сроки.



Никольская Э. С.

к.ф.н., МГУ имени М. В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь