Медиакоммуникационная индустрия: к теоретическому обоснованию категории
Медиакоммуникационная индустрия: к теоретическому обоснованию категории
Индустрия, формирующаяся в результате технологических и социальных процессов эволюции медиа, представляется автору качественно новым социально-экономическим явлением. В данной статье приводятся основные характеристики этой индустрии, ее функции, структура, дается теоретическое обоснование для ведения соответствующей категории в дискурс медиаисследований.
Целью введения в научный оборот нового понятия – «медиакоммуникационная индустрия» – является конкретизация термина «медиакоммуникации» путем его фокусировки на новых индустриальных явлениях и процессах, которые можно наблюдать, измерять, изучать, а, следовательно, и более точно определять. Применение понятия «индустрия» в отношении медиакоммуникаций не только «позволяет обосновать категорию медиакоммуникационной индустрии, но и рассмотреть ее как новую и актуальную для общества социально-экономическую систему».
Теоретическая рамка категории «медиакоммуникационная индустрия» предполагает рассмотрение ее сущности, основных характеристик, социально-экономических функций, субъектов и особенности динамики. Проанализировав теоретический базис, автор отмечает, что введение понятия медиакоммуникационной индустрии опирается на основные термины и концепции исследований медиа, теории журналистики и экономической социологии. Его введение артикулирует «возникновение нового этапа в развитии медиа, обусловленного процессом цифровизации и вызванными им тенденциями экономического развития и социального взаимодействия».
Автор выделяет сущностные особенности медиакоммуникационной индустрии:
– удовлетворение информационных и коммуникационных потребностей социума и индивида;
– общие продукты индустрии: основной – контент, вторичный – аудитория для рекламодателей, цифровая форма как для производства, так и для существования основного продукта;
– полисубъектный состав структуры индустрии: рынок содержания, множество субъектов его производства (традиционные СМИ, новые – блогеры, инфлюенсеры, лидеры общественного мнения, новые субъекты рекламной и PR-индустрии), IT-компании, операторы телекоммуникаций, провайдеры, цифровые платформы – акторы рынка дистрибуции контента;
– обслуживание, как традиционных процессов массовой коммуникации, так и новых – межличностной, групповой, корпоративной, иных видов социальной коммуникации.
Несмотря на разноплановость субъектов медиакоммуникационной индустрии, автору удалось выделить у них ряд общих классифицирующих признаков. Они:
– оперируют в цифровом медиакоммуникационной пространстве;
– владеют значительным уровнем цифровой грамотности, близким к профессиональному;
– раскрывают свой креативный потенциал в сходных с профессиональными журналистскими форматах;
– участвуют как в создании, так и в дистрибуции медиакоммуникационного продукта;
– нацелены на материальное и социальное (репутация, известность) вознаграждение.
В Заключении автор подводит итоги теоретического обоснования понятия «медиакоммуникационной индустрии». В частности, концептуализирует ключевые термины. Так, результатом функционирования медиакоммуникационной индустрии становится «медиакоммуникационный цифровой продукт – мультимедийное содержание, распространяемое интерактивными коммуникационными сетями». Он производится на «основе креативного потенциала авторов для всестороннего отражения действительности в целях удовлетворения общественного и индивидуального запросов на социально значимую и развлекательную информацию». В продукт также включены коммуникационные услуги, в том числе реклама и интегрированные стратегические коммуникации.
Намечая дальнейшие направления исследований, автор рекомендует переходить от природы медиакоммуникационной индустрии к изучению ее деятельности и возникающих в результате этого эффектов. Заниматься этим следует при помощи междисциплинарного теоретико-методологического инструментария. Возможно и аналитическое моделирование структуры новой индустрии с привлечением микроэкономических моделей и с учетом полисубъектности. Последняя, по мнению автора, потребует привлечения развитого аппарата математики – «например, теории игр или многокритериальной оптимизации».
доктор социологических наук, профессор департамента ЭИ МИЭМ НИУ ВШЭ, Москва, Россия; ORCID 0000-0002-2952-8509
связь