О восприятии пропаганды советским человеком в условиях позднего СССР

Данная статья посвящена проблемам советской системы массовой информации и пропаганды (СМИП) в условиях позднего СССР. Автор статьи предпринимает попытку ретроспективно взглянуть на отдельные проблемные аспекты взаимодействия СМИП с обществом. М.И. Бабюк отмечает, что постановка проблемы может послужить основой для анализа кризиса политических идей в позднем Советском Союзе. 

Методологически работа представлена анализом интервью с современниками эпохи позднего СССР с опорой на научную литературу. Базу для анализа составили 128 интервью респондентов в возрасте от 43 до 90 лет. В период застоя и перестройки опрошенные проживали в 45 регионах Советского Союза (в том числе на территории 11 национальных и 6 автономных республик СССР). Подавляющее большинство респондентов были активными потребителями массовой информации, при этом ими были востребованы все доступные каналы массовой коммуникации. 

Автором были поставлены две ключевые задачи: выяснить уровень сохранения государством монополии на коммуникативные процессы в условиях позднего СССР, а также узнать отношение респондентов к базовым идеям политической системы в условиях застоя.

Субъективные характеристики, такие как возраст, уровень образования и степень вовлеченности в политические процессы, а также давность исследуемого исторического периода, по мнению автора статьи, создают сложности для анализа. В ряде случаев интервьюируемые путали события, не могли сформулировать свою позицию в силу слабой вовлеченности в разные аспекты общественной жизни.

В рамках исследования М.И. Бабюк выделяет факторы, влиявшие на характер потребления информации. К ним автор относит избирательность аудитории в отношении предлагаемой властью информации и массовое знакомство аудитории с «несоветскими» каналами распространения информации. 

Большинство респондентов отметили, что в период застоя регулярно читали печатные периодические издания. Часто процесс потребления печатной продукции стимулировался административно в случаях с партийными и комсомольскими изданиями. Доминантными для потребителей были центральные СМИ, наиболее популярной советской газетой, по результатам интервью, оказалась «Комсомольская правда». Общественно-политическая тематика была весьма значимой в информационном потреблении. Однако стоит отметить, что пропагандистские материалы и идеи игнорировались респондентами или воспринимались ими критично. 

В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что большая часть респондентов достаточно критично относится к ключевым идеям политической системы. В условиях сохранения влияния советской пропаганды и жесткой вертикали власти для респондентов значимость перечисленных в статье проблем оказалось невысокой. 



Бабюк М.И.

к.ф.н., МГУ имени М.В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь