Источники международной информации в качественных газетах России и США 1995 и 2015 гг.

Глобализация и развитие технологий изменили многие аспекты нашей жизни, в том числе, журналистику. Для международной журналистики перемены обернулись кризисом: из-за финансовых трудностей медиаорганизации за последние двадцать лет сократили  число сотрудников, работающих в других странах. За почти четверть века также закрылись многие зарубежные подразделения СМИ. Изменились и источники информации о международных событиях. Этот аспект перемен в международной журналистике проанализировала ученая Виктория Колесниченко из Института космических исследований РАН. 

Исследовательница провела контент-анализ двух американских (The Los Angeles Times и The Philadelphia Inquirer) и четырех российских газет («Российская газета», «Известия», «Новая газета», «Коммерсантъ»). Было проанализировано более тысячи материалов о зарубежных событиях и процессах, вышедших в период с 1995 по 2015 год. В исследовании рассматривались источники двух категорий:

1. Источники информационного повода, то есть, источники информации об интересном для прессы международном событии. 

2. Источники дополнительной информации или комментария. 

В целом, газеты обращаются за информацией к госорганам и должностным лицам, результатам опросов и исследований, другим СМИ, Интернет-ресурсам, очевидцам и экспертам. Все эти источники можно разделить на национальные, то есть относящиеся к стране выхода прессы, и зарубежные. Логично, что журналисты-международники обращаются в основном к зарубежным источникам, причем как за информацией о событии, так и за комментариями к ней. Но, в то же время, российские газеты стали значительно чаще искать информацию в национальных источниках: их доля выросла с 6% в 1995-м году до 26% в 2015-ом. 

Но источники информационного повода и дополнительной информации все же различаются. Так, самым популярным источником информационного повода на протяжении всего изученного периода оставалось государство. Президенты, послы, чиновники, их заявления и интервью предоставляли и предоставляют основные сведения о международных событиях как в США, так и в России. Интересно, что российские газеты стали обращаться к государственным источникам за изучаемый период на 10% чаще. Следующий по популярности источник в обеих странах – другие СМИ. В целом, газеты публикуют мало эксклюзивной информации, обращаясь, в основном, к открытым источникам и уже опубликованным другими СМИ материалам. Так, в современных Российских газетах доля эксклюзива всего 5%, а в США – 11%. 

Структура источников инфоповода в США и России схожа, но за дополнительной информацией и комментариями журналисты разных стран обращаются к разным источникам. В США газеты чаще всего публикуют мнения очевидцев и участников событий, а в России – государственных служащих и органов. Второе место по популярности в обеих странах занимают эксперты, причем за рассмотренный период их стали чаще привлекать к комментированию в обеих странах. В США журналисты также зачастую обращаются к пресс-релизам, комментариям руководителей пресс-служб, а также заявлениям официальных лиц, сделанным в ходе пресс-конференций. 

Отдельная тема – Интернет-источники. В современном мире именно из глобальной сети люди предпочитают черпать информацию. Однако это не относится к профессиональным журналистам: доля Интернет-ресурсов как источников инфоповода и дополнительной информации и в США, и в России, остается низкой. Всего по 6% в первой категории, и по 5% (США) и 3% (Россия) во второй. Почему так происходит? По мнению исследователей, дело в невозможности проверить информацию, размещенную в сети. Поэтому журналисты используют только записи официальных аккаунтов в социальных сетях, а также видео с места событий. 

Результаты исследования говорят о том, что журналисты-международники консервативны в выборе источников информации. В США и России избегают обращаться к Интернет-источникам, предпочитают доверять официальным лицам. Во многом, структура источников инфоповода в двух странах схожа, но есть и принципиальное различие: российские газеты гораздо чаще обращаются к национальным источникам, чем газеты в США. А вот источники дополнительной информации в США и России существенно отличаются: американские журналисты предпочитают обращаться к очевидцам и PR-источников, российские – к официальным лицам.


Колесниченко В.Г.

специалист по связям с общественностью, Институт космических исследований РАН, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь