Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике

08.04.2024

Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике

Представители трех экспертных групп – академической, инженерной и медиаиндустриальной – оценивают потенциал использования искусственного интеллекта в российской журналистике «как весьма перспективный». К этому и другим выводам пришли на основе проделанного исследования авторы представленной здесь статьи.

Применение технологии в профессиональной деятельности структурами современный медиаиндустрии – это не «феномен будущего», а реальность, актуальная уже в наше время. Так считают исследователи института Рейтер в Оксфордском университете. Искусственный интеллект широко применяется на разных этапах медиапроизводства: от сбора информации и генерации контента до создания рекомендательных функций и дистрибуции новостей. Уже сегодня ИИ-системы обретают субъектность на рынке медиа и начинают конкурировать с его участниками, говорят аналитики из института Рейтер. Те компании, которые учитывают это и включают ИИ в свои производственные процессы, с большей вероятностью в скором будущем могут вырваться в лидеры рынка (Newman, 2022).

Переходя к описанию методики исследования, авторы задают его рамки – 2021-2022 гг., когда были проведены одно групповое и 10 индивидуальных интервью с тремя группами экспертов. На основе анализа их дискурсов – академического, инженерного и медиаиндустриального – были синтезированы выводы данного исследования.

Авторы отмечают, что поскольку определение «искусственный интеллект» в дискурсах этих трех сообществ оказалось различным, чтобы оперировать универсальным «знаменателем», они обратились к «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 г.». В этом документе искусственный интеллект трактуется как «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека».

Поскольку само понятие «искусственный интеллект» и области его применения даже в контексте медиа чрезвычайно широки, авторы оговариваются, что в их исследовании технологий ИИ, связанные с журналистикой, определяются ими как «вычислительные системы, предназначенные для решения когнитивных задач обработки символьной и числовой информации, в частности текстовой, графической, визуальной, статистической и так далее».

Особое внимание авторы уделяют достаточно острому вопросу запуска, отладки и поддержание редакциями автономных ИИ-систем – это по-прежнему весьма ресурсоемко. По данной причине эксперименты с искусственным интеллектом сегодня по средствам только крупным участникам отечественного медиарынка. Также в дефиците и профильные специалисты по развертыванию этих систем в редакциях СМИ.

Переходя к выводам, авторы отмечают, что применение метода экспертных оценок доказывает свою эффективность в сфере анализа и прогноза диффузии инноваций: на качественном уровне оно способно обеспечить «сравнительно неплохую сводимость к консенсусу». Так в российских медиа следует говорить о «стадии зарождения и начале стадии роста волны интеллектуальных инноваций».

Российская медиасистема пока не входит в круг лидеров мировой индустрии по критерию проникновения технологий ИИ, но, по мнению авторов, она имеет высокий потенциал их освоения в будущем. В отличие от таких сфер деятельности как ритейл, медицина, финансы, отечественные индустрия медиа «находится только на входе в этот сектор высоких технологий».

Что касается применения алгоритмов в журналистской практике, то здесь мнение профессионального и академического сообщества контрастно размежевываются. Если практики склонны замечать положительные аспекты при столкновении с технологиями ИИ invivo, то академики выступают с резкой критикой любого «сверхтехнологического» вмешательства в классический творческий процесс создания журналистских произведений. При этом исследователям удалось выявить один блок, который выделяют практически все эксперты. Речь идет об этике использования технологии ИИ в медиа, особенно в сфере злоупотребления технологиями и манипуляций контентом.

В числе дискуссионных вопросов – социальные, психологические и общегуманитарные аспекты. Особое внимание следует уделить контролю над технологиями, приоритету антропоцентристского подхода к ряду возможных журналистских тем, рынку труда, профильному образованию. Очень важно учитывать риски возникновения эффекта «эхо-камер» при дистрибуции контента с помощью технологии ИИ, откуда возникает невозможность читателя понимать, кем и когда создано то, что он потребляет.

Представители инженерного сообщество подчеркивают, что медиаменеджерам при внедрении искусственного интеллекта на рынок предстоит решать задачи, связанные с защитой этих систем от мошенников и хакеров. «Технологизация медийных процессов, несомненно, должна сопровождаться внимательным отношением к безопасности» – предупреждают авторы.

Источник.


Давыдов С. Г.

кандидат философских наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; ORCID 0000-0001-8455-9976

Замков А.В.

научный сотрудник проблемной НИЛ комплексного изучения актуальных проблем, факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия; ORCID 0000-0002-7968-1616

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь