Функционирование метафоры в текстах современных научно-популярных журналов (на материале интернет-версии издания «Кот Шредингера»)

16.04.2024

Функционирование метафоры в текстах современных научно-популярных журналов (на материале интернет-версии издания «Кот Шредингера»)

Проанализировав материалы, опубликованные в 2023 г. на сайте журнала «Кот Шредингера» при помощи когнитивного и структурно-семантического методов, авторы сумели выявить антропоморфные, природоморфные, социоморфные и артефактные модели метафор, применяемые сотрудниками издания для описания, как научной деятельности, так и ее результатов.

Предмет исследования сами авторы определяют как «характеристики функционирования метафор, использованных в статьях интернет-версии научно-популярного журнала «Кот Шредингера». Это ежемесячное политематическое издание, выходящее с 2014 г. Существует печатная версия журнала с тиражом 50 тыс. экземпляров и официальный сайт. В 2016 г. «Кот Шредингера» получил премию «За верность науке» в номинации «Лучшее периодическое издание о науке».

Эмпирический материал был собран из четырех рубрик на сайте: «Диктатура будущего», «Законы природы», «Законы свободы», «Сумма технологий». Проанализированные авторами статьи были посвящены зоологии, химии, психологии, физиологии и медицине, генной инженерии, современным нейротехнологиям, физике, космосу. Соответственно, в сплошную выборку попали статьи по техническим, гуманитарным и естественным наукам, опубликованные на сайте в 2023 г.

Используя подход А.П. Чудинова, авторы изучили «антропоморфные, природоморфные (объединив их с зооморфными), социоморфные и артефактные метафоры, а также составляющие их понятийные сферы». При отборе и классификации метафор авторы принимали во внимание как семантические, так и стилистические особенности, а также особенности их функционирования в научно-популярных материалах.

В ходе исследования авторам удалось определить перечень функций метафоры в научно-популярных текстах. Во-первых, ее используют для номинации понятий («кошка-тигр», «гамма-всплеск») в качестве «ориентирующих терминов, более или менее объясняющих себя» (Д. Рослер). Во-вторых, метафоры нужны для разъяснения понятий в учебном/образовательном процессе в качестве методологического основания для понимания новой информации. В-третьих, в эвристической (поисковой) функции, когда метафора разворачивается, образуя целые системы понятий. В-четвертых, для эмоциональной оценки явлений («красивые гипотезы», «рафинированный юмор», «счастливое равновесие»). В-пятых, для облегчения запоминания посредством рефрена. В-шестых, как инструмент кодирования информации, обладающий потенциалом компрессии ее смысла. Наконец, в-седьмых, для создания эффекта комического («может быть теоретики правы, когда рисуют свои красивые картины», «мы смотрим на культуру глазами обезьян»).

Как отмечают авторы, чаще всего метафора выполняла объяснительную функцию, реже – номинативную и поисковую. Остальные – эмоциональной оценки, кодирования, облегчения запоминания, создания комического – встречались реже. Такая дифференциация представляется авторам логичной, исходя из задач научно-популярной журналистики и таких ее принципов изложения, как ясность и конкретность.

Переходя к выводам, авторы вновь перечисляют выявленные метафорические модели и резюмируют, что с их помощью журналисты создают описательные модели реалий мира, творят «субъективный образ объективного реальности». При этом сохраняется ключевая черта научного стиля – объективность, демонстрирующая адекватное отображение действительности.

Прибегая к метафоре, журналисты наделяют предметный мир науки качествами человека «как биосоциального существа, с его анатомо-физиологическими особенностями, чертами характера, речью, мышлением, сознанием». Не менее активно сотрудники издания используют ресурсы природоморфных и артефактных метафор для описания и объяснения абстрактных понятий.

Особенности научно-популярного стиля предполагают широкое обращение к эвристическому потенциалу объяснительных метафор, в основе которых, как правило, лежит дескриптивная лексика. С ее помощью журналисты конвертируют абстракции научного знания в домен конкретных ассоциаций. Таким образом, утверждают авторы, «активизируется основной когнитивный механизм познания реальности через уподобление неизвестного и абстрактного известному и конкретному».

Источник.


Щурова И.В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Курганский государственный университет, г. Курган, Россия; ORCID 0009-0006-2593-1495

Катайцева Н.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Курганский государственный университет, Курган, Россия; ORCID 0009-0005-7877-5775

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь