Формат советского детского журнала «Костер» в контексте актуализации аксиологических установок

27.03.2024

Формат советского детского журнала «Костер» в контексте актуализации аксиологических установок

 

Изучение культурного наследия СССР является актуальным направлениям современной гуманитаристики. Это утверждение справедливо и в отношении детской периодики. Исследователи обнаруживают связи между ее содержанием и общественно-политической проблематикой жизни страны в конкретный исторический период, изучают воспитательную функцию, идеологическую направленность, специфику репрезентации общественных отношений в СССР. Данная статья посвящена изучению формата советского журнала для детей, чем, по мнению автора, определяется ее научная новизна.

Н. Ю. Видинеева в своей работе попыталась обратить внимание исследователей на обусловленность формата советской детской периодики ее целостным наполнением. Аксиологические установки, заложенные в рубрикацию журнала, их расположение относительно друг друга могут помочь нам понять «в каком направлении двигалась нравственное развитие и воспитание, осуществляемые государством через периодические издания». Цель исследования, декларируемая автором,– «описание и анализ характеристик формата советских детских периодических изданий, а также установление корреляции формата журнала и транслируемых в нем общественных и личностных ценностных установок».

Эмпирическую базу исследования составили 10 выпусков журнала «Костер», вышедших в 1970-е и 1980-й гг. Издания 1970-х насчитывает 68 страниц, 1980-х – 54. Для типологизации ценностных установок в исследовании использовалась категория «топос», которая понимается в нем как «тематический и аксиологический центр коммуникации».

В ходе исследования последовательно решался ряд задач: выявление вербальных и мультимодальных связей между содержанием первой полосы и всего выпуска; классификация материалов по рубрикам, журналистским и литературным жанром; выявление ценностных установок через категорию топоса; их соотнесение с расположением материалов в номере.

Автор начинает анализ формата «Костра» с его обложки, которая «будучи его «лицом», задает определенный горизонт ожиданий от выпуска». Этот процесс реализуется в двух формах – эксплицитной и имплицитной. Под первой автор подразумевает публикацию на обложке краткого содержания с заголовком «В номере» (обнаружено в 2 выпусках из 10). Имплицитно ожидания формируются визуальными элементами оформления обложки. Так ориентированность журнала на конкретную аудиторию – школьников средних классов – выражает размещенный в шапке пионерский галстук.

Автор статьи отдельно отмечает, что оформление номеров, выходивших в периоды конвенционально интересных юный аудитории праздников, таких как Новый год, практически никак не выражало связь с ними. Тоже справедливо и в отношении всего содержания номера. Отсюда автор делает вывод о том, что целью издания было не развлечение детей, а формирование у них идеологического мировоззрения, основанного на ценностных доминантах политики государства.

В результате изучения внутреннего содержания журнала автор приходит к выводу о существовании зависимости между оформлением «Костра», его аксиологическим наполнением и функциями издания. Не разнообразие жанров определяло расположение материалов в номере, но их ценностная ориентация. На обложке первых полос всегда располагались тексты, транслировавшие ценности патриотизма и исторической памяти, идеалов революции, дружбы народов, научно-технического прогресса, трудолюбия, взаимопомощи и товарищества. Все они, совпадая с политикой государства, способствовали направлению читателя на определенный вектор развития, содействовали моральному становлению его личности.

Материалы, публикуемые ближе к концу, пропагандировали ценности увлечения, просвещения, бережного отношения к природе, развлечений. Они помогали юной аудитории «ориентироваться в окружающей действительности, жить в гармонии с окружающей средой». Развлекательные тексты давали возможность читателям отвлечься от общего серьезного тона «Костра». Поскольку основной целью издания было осуществление дидактической функции, развлечения были вынесены на его периферию.

Источник.


Видинеева Н.Ю.

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Английский язык», Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь