Эстетический контраст в новостном дискурсе: создание комического эффекта

29.02.2024

Эстетический контраст в новостном дискурсе: создание комического эффекта


Стремительное развитие пространства современного медиадискурса способствует возникновению как новых потребности общества в получении информации, так и удовлетворяющих их новых форм медиатекстуальности. Их освоением и созданием соответствующего спросу предложения на платформе YouTube занимаются теперь и профессиональный тележурналисты. Конкурируя с социальными сетями и менссенджерами за внимание аудитории, они заняты поиском методик, повышающих эффективность их воздействия на зрителей. Одним из средств здесь становится использование комического.

В настоящее время достаточно распространенным приемом достижений смехового эффекта в новостном тексте оказывается намеренное столкновение публицистом разнородных компонентов – «эстетический контраст» – как обозначают этот прием авторы исследования. В своей статье они описывают «механизм формирования медиаобраза новостного события и его оценки, когда эстетический контраст принимает активное участие в создании комического эффекта».

При его изучении коллектив прибегнул к комплексной методике на основе дискурсивного, медиаэстетического и медиалингвистического подходов. В качестве эмпирического материала были выбраны две новостные программы, в которых комический модус явился типологической особенностью авторского стиля. Ими стали еженедельные выпуски «Редакция News» на YouTube-канале «Редакция» и еженедельная программа «Наповал» на персональном канале А. Невзорова* (*признан иностранным агентом), послужившие источниками формирования корпуса медиатекстов для последующего анализа.

В результате исследования автором удалось обнаружить три инструмента создания комического эффекта на основе эстетического контраста. Авторы также сумели описать специфику их применения. Так стилистический контраст, то есть столкновение разных стилевых элементов, возникает на уровне стилевого оформление авторского высказывания. Лексико-коннотативный уровень используется автором для создания контекстных антосинонимических конструкций. Наконец, для представления концептуально-творческой позиции автор прибегает к метафоре как универсальному образно-выразительному средству.

Сравнение вербальной, аудиовизуальной и мультимедийной знаковых систем, которые используются авторами программ, позволило выявить единый принцип подхода к интерпретации новостного события – проверку его соответствия системе эстетических ценностей. В случае несовпадения автор высмеивает его, прибегая к гиперболизации, иронии или сарказму – средством акцентирования внимание адресата на обнаруженной контрадикции.

Авторы исследования указывают на выявленную ими разницу в функционировании эстетического контраста как способа рассмотрения конкретных фактов и обращении А. Пивоварова* (*признан иностранным агентом) и А. Невзорова* (*признан иностранным агентом) к мировоззренческим установкам. Так А. Пивоваров* (*признан иностранным агентом) тяготеет к фельетонному формату, демонстрируя скрытое за негативным фактом смешное. А. Невзоров* (*признан иностранным агентом) же отдают предпочтение памфлетному принципу – он высмеивает, изобличает, сокрушает позицию противника, следуя принципу эстетического разрушения.

Аналогичным образом различается и действие метафоры. Так А. Пивоваров* (*признан иностранным агентом) используют ее для иронического развертывания негативных явлений, дабы трансформировать привычные представления о них у адресата. И делает он это путем переключения эстетических оценок читателя. А. Невзоров* (*признан иностранным агентом) же более резок, саркастичен, крайне категоричен в коннотативных значениях своих авторских метафор. Их цель – не трансформировать читательский фрейм, но разрушить его. Зачастую при конструировании своих сложных метафорических образов А. Невзоров* (*признан иностранным агентом) прибегает к комбинации всех трех инструментов одномоментно.

Для вовлечения аудитории в диалог оба публициста создают своеобразный игровой формат, в основу которого заложен фундамент их эстетических установок. Его понимание и приятие становятся базовыми принципами этой игры. Поэтому, заключают авторы исследования, весьма интересным направлением дальнейшего научного поиска может стать изучение реакции аудитории на то комичное, что зиждется на эстетическом контрасте.

Источник.

 


Выровцева Е.В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалингвистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Симакова С.И.

доктор филологических наук, профессор кафедры медиапроизводства, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Топчий И.В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры медиапроизводства, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь