Экономические аспекты медиафриланса цифровой эпохи

11.04.2024

Экономические аспекты медиафриланса цифровой эпохи

   

В последнее время все более популярной формой занятости в журналистике становится фриланс. Эта ситуация во многом была обусловлена как развитием информационно-коммуникационных технологий, так и пандемией COVID-19. В статье на основе 200 тематических материалов из открытых источников и серии экспертных интервью раскрываются как положительные, так и отрицательные стороны этого явления.

Эмпирическую базу исследования составили 200 текстов на тему становления и развития медиафриланса, взятые из различных источников в интернете. Это могли быть эссе, запись в блоге или соцсети, реже – интервью с журналистом-фрилансером. Основным критерием отбора был содержащийся в материале ответ – как респондент оценивал свой опыт работы на фрилансе. Хронологический рамки исследования – с 2006 по 2022 гг., хотя подавляющее большинство материалов относились к периоду после 2018 г.

Собранные из разных источников с помощью тематических запросов через Яндекс и Google, тексты были структурированные на шесть направлений дальнейшего исследования, затрагивающих такие аспекты как: социологический, экономический, психологический, юридический, этический и творческий.

Поскольку центральным предметом исследования является экономический аспект, автор получила наибольшее количество данных в этом направлении. Соответственно, далее материалы были разделены еще на восемь блоков: уровень дохода медиафрилансеров, количество источников дохода, способы получения оплаты, ведение бухгалтерского учета, способы поиска клиентов, подход к подсчету доходов, стабильность и регулярность доходов, субъективное оценка медиафрилансером своей роли в отношениях с заказчиком. Для того, чтобы получить недостающие из открытых источников данные, автор дополнительно организовала опросы в тематической группе соцсети ВКонтакте.

Дополнительные сведения автора получала в ходе четырех, организованных ею опросов. По их результатам общее количество респондентов достигло 204 человек, в основном это были люди в возрасте 30 – 50 лет (66%). Большинство из них проживают в крупных, но не столичных городах, остальные (Москва, Санкт-Петербург, небольшие города и другие страны) составили 15-18%. Многие из них ведут кочевой образ жизни, поскольку главным достоинством фриланса считают свободу. 91% из выборки – пишущие журналисты.

Формулируя выводы исследования, автор считает, что за последнее время фриланс, удаленная работа и, в целом, гиг-экономика «расширяют спектр своего влияния не только в России, но и во всем мире». Особенно заметным фриланс как модель экономических отношений на рынке труда стал в последнее десятилетие, во многом – в период пандемии.

Хотя фриланс по-прежнему все еще остается уделом меньшинства, однако в этом сегменте экономики активно формируются и распространяются успешные стратегии. К ним автор относит императив диверсифицировать заказчиков (источники дохода), ведение бухгалтерского учета, различный спектр тактик по поиску и общению с работодателем.

В ходе исследования были получены разнообразные ответы относительно: стабильности/нестабильности доходов, уровня оплаты труда – высокого/среднего/низкого – в равных пропорциях. Все эти результаты позволили сделать вывод – «экономический успех медиафрилансера зависит от его предпринимательских способностей». Поэтому мнение о фрилансе у респондентов оказались столь различны. Автор подчеркивает важность первого года работы: «перешагнувшие этот рубеж уже считаются опытными фрилансерами, и среди них трудно найти человека, недовольного своим выбором».

В качестве дальнейших направлений научного поиска автор указывает на исследование тех работников на рынке фриланса, чей стаж насчитывает менее года – их мнение способно скорректировать общую оптимистичную картину, свойственную «выжившим». Также автор полагает перспективным сравнение доходов фрилансеров и их «штатных» коллег.

В завершении статьи О.С. Мухина обращает внимание на безусловное достоинство фриланса – почти бесконечную возможность автономии. Не только бытовой – «отсутствие понедельников, начальников и будильников»; но и творческой – свободы определять издание, темы, график. «Для журналиста – человека творческого труда – именно это может оказаться решающим при выборе фриланса в качестве своего профессионального жизненного пути» – убеждена автор.

Источник.


Мухина О.С.

аспирант кафедры периодической печати и сетевых изданий, ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург, Россия; ORCID 0000-0001-8791-6086

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь