Дело «Эдуардо Мартинса» в контексте проблем развития современной фотожурналистики: взгляд российских экспертов

Прогресс новейших технологий открыл перед фотожурналистикой целый ряд новых возможностей, но в то же время стал источником определенных угроз.  Вполне вероятно, важнейшей из них становится проблематика достоверности фотографий, размещаемых в СМИ, все большее распространение практики публикации фотографических произведений без разрешения правообладателя и искажение данных о них. Одним из наиболее резонансных случаев, иллюстрирующих серьезность вопроса, стало дело «бразильского фотографа Эдуардо Мартинса», послужившее объектом данного исследования.  Связанные с кейсом «Мартинса»  проблемы и раньше неоднократно вызывали интерес исследователей, в том числе весьма авторитетных. Значимость данного дела отображает тот факт, что о нем сообщалось во многих известных мировых СМИ, не говоря о специализированных изданиях. Всего в рамках данного исследования  было изучено 97 материалов из самых разнообразных источников, которые позволяют отобразить основные моменты жизни и деятельности «фотографа»  и важнейшие стадии расследования его дела, снабженные мнениями и оценками экспертов.

«Эдуардо Мартинс» позиционировал себя в качестве бразильского  фотографа-документалиста. Согласно его биографии, описанной в различных материалах СМИ,  в раннем возрасте  он столкнулся с жестоким обращением, поборол онкологию, позже стал сотрудником ООН по делам беженцев, занимался благотворительностью, работал в качестве военного фотографа в горячих точках,  в свободное время увлекался серфингом и путешествовал.  Таким образом, в основе смоделированной биографии «Эдуардо Мартинса» лежит мотив преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, формирующий историю «человека, который сам себя создал». Также Мартинс был профессионально востребован и успешен: предлагаемые фотографом работы публиковались в различных  авторитетных  мировых СМИ, а количество его  подписчиков в приложении «Инстраграм» превышало 100 тысяч человек. 
  

Когда история «бразильского фотографа» привлекла внимание журналистов, оказалось, что  «Эдуардо Мартинс» – вымышленное лицо, которое присваивало себе чужие фотографии, обрабатывало их и предлагало эти работы различным информационным ресурсам. В ходе расследования удалось выяснить, что большая часть снимков  из горячих точек на самом деле принадлежало американскому фотографу Дэниэлу Бритту, а  модельная внешность Мартинса была заимствована  из фейсбука серфера Макса Хэпфорта-Пови: некто   добавлял его изображение  в  фотографии из горячих точек, тем самым создавая эффект присутствия.

Данный эпизод в большинстве публикаций  СМИ рассматривается как результат злонамеренных действий неизвестного лица. Также здесь речь идет о целой выстроенной системе, существовавшей в течение нескольких лет и состоявшей из взаимосвязанных элементов: вымышленного имени и биографии, заимствованного у другого человека  визуального облика; присвоения себе  чужих работ и применения к ним разнообразных  методов цифровой обработки, коммуникации с внешним миром при помощи месседжеров и социальных сетей,  самопрезентации и продвижения при помощи аккаунта в Инстраграм, личного сайта, публикаций интервью в СМИ, сетевого общения с журналистами и редакторами фотовыставок. На данный момент неизвестно, с какой именно целью создавалась и реализовывалась эта система. По мнению фотографа И. Арановича, принимавшего участие в расследовании этого дела, здесь может идти речь об арт-проекте, созданном для выявления недостатков в существующей системе. С этим мнением согласны и некоторые российские специалисты.

В ходе нашего исследования рассматривались мнения множества экспертов, представляющих профессиональное  российское фотосообщество. Были выдвинуты следующие гипотезы:
  1. Основной проблемой эксперты сочтут фактчекинг фотографий СМИ; 
  2. Дело «бразильского фотографа» будет расценено в качестве проявления кризисных тенденций в профессии;
  3.  Опрошенные не придут к единому мнению о том, насколько большой урон современной фотожурналистике причинил данный случай. 
Большая часть респондентов назвала в качестве наиболее серьезной проблемы  не всегда подходящий уровень квалификации и компетентности медийных работников, занимающихся подготовкой фотографий к публикации, и возникающий в связи с этим недостаток в СМИ единой системы качества фактчекинга. Все это говорит в пользу верности первой гипотезы. Часть экспертов выделили вопрос перестройки коммуникации между СМИ и фотографом, затрудняющей определение автора фотографии, и ставшей питательной средой для появления лжежурналистов. Также были названы проблемы повторяемости/одинаковости фотографий, жаждой сенсаций со стороны СМИ, в которых появлялись фотографии «Эдуардо Мартинса». Почти треть экспертов обратили внимание на необходимость более активной защиты авторских прав. Проблемы самоконтроля со стороны фотографа, цифровой манипуляции беспокоят только нескольких опрошенных.  30% респондентов указали, что дело «Эдуардо Мартинса» для сферы фотожурналистики может привести к значительным последствиям, а именно к  возможности появления у псевдожурналиста подражателей и связанным с этим снижением доверия к фотожурналистике и в целом к СМИ. При этом только 15% респондентов сочли исследуемый кейс проявлением кризисных тенденций в фотожурналистике.  Это свидетельствует о том, что второе предположение не нашло подтверждения на практике. В ходе исследования было установлено, что 32% экспертов не расценивают инцидент в качестве значительной опасности для профессии. Более того, 21%  респондентов надеются, что дело «Эдуардо Мартинса»  способно стать причиной для совершенствования системы фактчекинга фотоснимков в СМИ, а также роста профессионализма работников, занимающихся визуальным контентом.  Иными словами, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что третья гипотеза об отсутствии у опрошенных экспертов единого мнения о величине урона, понесенного современной журналистикой в связи с делом «Эдуардо Мартинса», оправдалась.

Таким образом, данное исследование показало, что дело «Эдурдо Мартинса», по мнению респондентов, актуализировало проблему  фактчекинга фотографий, недостаточной квалификации специалистов, отвечающих за проверку и публикацию снимков в СМИ, незащищенности фотографа и его продукта в цифровой среде. Тем не менее  большинство опрошенных  не  склонны видеть в данном кейсе  реальную угрозу фотожурналистике. Несмотря на то, что  фотографическое сообщество не имеет  единого  мнения в  оценке последствий рассматриваемого дела для фотожурналистики, оно не перестает быть чувствительным к подобным случаям, касающихся сферы его  профессиональных интересов.



Бакулин О.А.

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь