Дело «Эдуардо Мартинса» в контексте проблем развития современной фотожурналистики: взгляд российских экспертов
Прогресс новейших технологий открыл перед фотожурналистикой целый ряд новых возможностей, но в то же время стал источником определенных угроз. Вполне вероятно, важнейшей из них становится проблематика достоверности фотографий, размещаемых в СМИ, все большее распространение практики публикации фотографических произведений без разрешения правообладателя и искажение данных о них. Одним из наиболее резонансных случаев, иллюстрирующих серьезность вопроса, стало дело «бразильского фотографа Эдуардо Мартинса», послужившее объектом данного исследования. Связанные с кейсом «Мартинса» проблемы и раньше неоднократно вызывали интерес исследователей, в том числе весьма авторитетных. Значимость данного дела отображает тот факт, что о нем сообщалось во многих известных мировых СМИ, не говоря о специализированных изданиях. Всего в рамках данного исследования было изучено 97 материалов из самых разнообразных источников, которые позволяют отобразить основные моменты жизни и деятельности «фотографа» и важнейшие стадии расследования его дела, снабженные мнениями и оценками экспертов.
«Эдуардо Мартинс» позиционировал себя в качестве бразильского фотографа-документалиста. Согласно его биографии, описанной в различных материалах СМИ, в раннем возрасте он столкнулся с жестоким обращением, поборол онкологию, позже стал сотрудником ООН по делам беженцев, занимался благотворительностью, работал в качестве военного фотографа в горячих точках, в свободное время увлекался серфингом и путешествовал. Таким образом, в основе смоделированной биографии «Эдуардо Мартинса» лежит мотив преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, формирующий историю «человека, который сам себя создал». Также Мартинс был профессионально востребован и успешен: предлагаемые фотографом работы публиковались в различных авторитетных мировых СМИ, а количество его подписчиков в приложении «Инстраграм» превышало 100 тысяч человек.
Когда история «бразильского фотографа» привлекла внимание журналистов, оказалось, что «Эдуардо Мартинс» – вымышленное лицо, которое присваивало себе чужие фотографии, обрабатывало их и предлагало эти работы различным информационным ресурсам. В ходе расследования удалось выяснить, что большая часть снимков из горячих точек на самом деле принадлежало американскому фотографу Дэниэлу Бритту, а модельная внешность Мартинса была заимствована из фейсбука серфера Макса Хэпфорта-Пови: некто добавлял его изображение в фотографии из горячих точек, тем самым создавая эффект присутствия.
Данный эпизод в большинстве публикаций СМИ рассматривается как результат злонамеренных действий неизвестного лица. Также здесь речь идет о целой выстроенной системе, существовавшей в течение нескольких лет и состоявшей из взаимосвязанных элементов: вымышленного имени и биографии, заимствованного у другого человека визуального облика; присвоения себе чужих работ и применения к ним разнообразных методов цифровой обработки, коммуникации с внешним миром при помощи месседжеров и социальных сетей, самопрезентации и продвижения при помощи аккаунта в Инстраграм, личного сайта, публикаций интервью в СМИ, сетевого общения с журналистами и редакторами фотовыставок. На данный момент неизвестно, с какой именно целью создавалась и реализовывалась эта система. По мнению фотографа И. Арановича, принимавшего участие в расследовании этого дела, здесь может идти речь об арт-проекте, созданном для выявления недостатков в существующей системе. С этим мнением согласны и некоторые российские специалисты.
В ходе нашего исследования рассматривались мнения множества экспертов, представляющих профессиональное российское фотосообщество. Были выдвинуты следующие гипотезы:
- Основной проблемой эксперты сочтут фактчекинг фотографий СМИ;
- Дело «бразильского фотографа» будет расценено в качестве проявления кризисных тенденций в профессии;
- Опрошенные не придут к единому мнению о том, насколько большой урон современной фотожурналистике причинил данный случай.
Таким образом, данное исследование показало, что дело «Эдурдо Мартинса», по мнению респондентов, актуализировало проблему фактчекинга фотографий, недостаточной квалификации специалистов, отвечающих за проверку и публикацию снимков в СМИ, незащищенности фотографа и его продукта в цифровой среде. Тем не менее большинство опрошенных не склонны видеть в данном кейсе реальную угрозу фотожурналистике. Несмотря на то, что фотографическое сообщество не имеет единого мнения в оценке последствий рассматриваемого дела для фотожурналистики, оно не перестает быть чувствительным к подобным случаям, касающихся сферы его профессиональных интересов.
Бакулин О.А.
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия
Обратная
связь
связь