Архетип трикстера в публицистике Г. Грасса

Трикстер, сочетающий своеобразную мудрость и пренебрежение к устоявшимся правилам, был творческим альтер-эго Грасса. Писатель заново придумал этого вечного персонажа, вернув ему актуальность и публицистическую заострённость. В осмыслении болезненных проблем современной политики Грасс обращался к литературной традиции удачливого плута, чтобы раздвинуть рамки реальности и увидеть вещи, недоступные взгляду смиренного обывателя. Этот подход имеет много общего с методами магического реализма, позволяющими найти фантастические стороны в самых обыденных, повседневных событиях. В политических воззваниях Грасса уживаются азарт разрушителя и энтузиазм созидателя. В своём творчестве он преодолевает даже объективные физические законы, игнорирует пространство и время, но делает это сознательно и не только для того, чтобы полюбоваться хаосом. Грасс ломает привычный ход вещей, чтобы разобрать его на мелкие детали и понять, как он, на самом деле устроен. Он искреннее надеется, что в конечном итоге из этих обломков сложится образ будущего, подобно восставшему из пепла Фениксу. 

Грасс включался в общественные дискуссии, прибегая в них к тем же художественным вольностям и допущениям, которые свойственные его самобытным произведениям. Он привносил в политическую повестку новое измерение, создавал «четвёртое время», в котором тесно переплетались заветы прошлого, насущные дела настоящего и предвосхищение будущего. Так, агитируя в одной из статей за Социал-демократическую партию Германии, он иронично замечает, что за неё могли бы проголосовать Святой Франциск и Гёте. Грасс сдувает вековую пыль многочисленных трактовок с исторических фигур, сообщая их наследию злободневность и новые неожиданные смыслы. Таким же образом он обращается и с политиками, в том числе со своими противниками, выводя их из-за ширмы политических правил приличия и социальных условностей.

Грасс активно прибегает к театральным метафорам, изображая политическую борьбу как спектакль, рассчитанный на невзыскательную аудиторию. Демонстрируя манипулятивные приёмы лидеров общественного мнения он, как трикстер, нарушает правила игры, врывается на сцену и рассказывает, чем всё закончится, чтобы зрители могли воспринимать это шоу более трезво и рассудительно. Сочетание сарказма и серьёзности он использует, чтобы в одном ёмком сравнении разоблачать недальновидность политиков и напоминать о нависших над миром нешуточных угрозах, таких, например, как вполне реальная на тот момент вероятность ядерной войны. 

В публицистических текстах Грасс стирает границы между литературой и реальностью, вкладывая политические воззвания в уста своих вымышленных персонажей, обращаясь к ним как настоящим собеседникам из плоти и крови. Он даёт понять, что плоды его воображения гораздо реальнее, чем несбыточные обещания некоторых претендентов на высшие посты. В тех политиках, которые становились объектом его критики, Грасс клеймил худшие проявления трикстера. Он обращал внимание на то, как некоторые деятели прибегают к сакральным темам и высоким материям, но руководствуются при этом самыми низменными мотивами. Грасс срывал с недобросовестных политиков маску сакральности и предостерегал читателей от излишней доверчивости, из-за которой иногда легко можно спутать дьявольское и божественное. Писатель на личном опыте понимал опасность подобных заблуждений, поскольку в юности, поддавшись пропаганде, вступил в ряды вермахта, а затем был призван в войска СС. Он тяжело переживал этот факт своей биографии, боролся с собственными демонами и выносил их на всеобщее обозрение, не щадя себя и не прячась от критики. 

Грасса особенно интересовали положительные начала в образе трикстера, которые заключаются в способности сопротивляться конъюнктуре. Трикстер, не приспосабливается к обстоятельствам, а трансформирует правила игры по своей прихоти и, в случае если в нём возобладает созидательное начало, может изменить мир к лучшему. В том числе и в этом Грасс видел предназначение писателя, который своим творческим усилием и чудодейственным сочетанием слов может изменить действительность и возвыситься над временем. В одной из статей Грасс подчеркнул, что «нужно защищать честное ремесло сказочного повествования и разоблачать шарлатанов и фальшивомонетчиков». В этой формулировке отразилось его оригинальное видение взаимоотношений искусства и политики, ориентированных на одни и те же особенности человеческого восприятия. Разница в том, что некоторые политики часто жонглируют объективными данными и комбинируют факты так, чтобы скрыть истинное положение вещей. Художник же, напротив, благодаря спасительной силе вымысла, находит правду. 



Кузнецов А.С.

старший редактор пресс-службы ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь