Аккаунты китайских посольств в социальных сетях как инструмент цифровой дипломатии КНР в Африке

29.03.2024

Аккаунты китайских посольств в социальных сетях как инструмент цифровой дипломатии КНР в Африке

Сотрудничество с африканскими странами стало важным вектором внешней политики Китая: в 2006 и 2015 гг. были опубликованы стратегии развития в этом направлении, товарооборот же в 2022-м году достиг рекордных 282 млрд долл. Во многом усилия КНР интенсифицировались с целью компенсировать моральный урон, возникший в результате пандемии. С этой же целью китайские посольства в африканских странах  активизировали свое присутствие в соцсетях.

Авторы приводят определение: «под цифровой дипломатии понимают использование производственных ресурсов сети Интернет, прежде всего социальных медиа, для коммуникации с иностранной аудиторией и достижения внешнеполитических целей». Она возникла в 2009-10 гг.  как еще одна форма публичной дипломатии. С того времени методы ее ведения претерпели значительные изменения: помимо продвижения позитивного образа страны, в аккаунтах посольств стали появляться сообщения негативного характера, касающиеся других государств, а также информация, нацеленная на обострение внутриполитических дискуссий внутри стран присутствия. Ведение этих аккаунтов является профессиональной обязанностью сотрудников дипмиссий, однако сегодня к этому виду деятельности все чаще привлекаются и лидеры общественного мнения – инфлюэнсоры. 

Эмпирический материал собирался на платформе Facebook (организации, запрещенной  в РФ) так как это наиболее распространенная сеть в странах Африки. В их число вошли ЮАР, Кения, Египет, Алжир и Судан. Эти страны соответствовали ряду критериев: их аккаунты насчитывали более 20 тыс. подписчиков, население превышало 40 млн. человек, сама же страна входила в десятку крупнейших экономик Африки. Для анализа использовался метод выделения фреймов – устойчивых идеологически конструкций. Анализ был выполнен с использованием индуктивного метода.

Временные рамки исследования – 2019-й, 2020-й и 2021-й годы. Для оптимизации количества изучаемого материала было решено брать по две случайные публикации в месяц. Таким образом, их количество составило 295 постов. Фрейм-анализ позволил определить семь ключевых фреймов: «успешная модель», «знакомство с культурой», «рука помощи, «призыв к справедливости и ответ на критику», «дружеские контакты», «личная история» и «спасаем природу». Самыми частыми стали первые три, встречающиеся в 60% выборки.

В результате анализа авторы пришли к следующим выводам. В отсутствие единой информационной стратегии, а также при различиях в частоте обновления аккаунтов, набор фреймов для всех пяти стран оказался идентичным. Этот факт, объясняют авторы, связан во многом с тем, что дипломаты копируют дискурс китайских партийных СМИ и практически не адаптируют его под соцсети. Этим же во многом объясняется и низкая частота использования фрейма «личная история», и высокая – «дружеских контактов», куда попадают новости об официальных встречах и формальные посольские мероприятия.

Большое количество публикаций попадает в категорию «успешная модель», в которой идет речь о достижениях китайского руководства, например, победе на крайней бедностью. Некоторые посты содержат прямые призывы к африканским лидерам перенимать успешный китайский опыт как модель развития, доказавшую свою эффективность. Эти публикации продвигают имидж Китая как желаемого партнера, а также демонстрирует важную для руководства КНР идею того, что западная модель не является единственно возможной. 

Фрейм «знакомство с культурой» призван поддерживать образ Китая, как страны с богатыми традициями. Хотя КНР в последние годы разочаровался в стратегии мягкой силы и культурной дипломатии, представительства зарубежом продолжают ее через относительно новый канал – социальные сети. Следующий по популярности фрейм – «рука помощи» – продвигает идею о том, что Китай не просто один из главных партнеров стран Африки, но самый надежный. Однако здесь иногда можно заметить нотки высокомерия и афропессимизма – дискурса, представляющего африканские страны как слабые и нуждающиеся в помощи.

Наконец, фрейм «призыв к справедливости и ответ на критику» имеет реактивный характер и отражает преимущественно позиция КНР на обвинения, в первую очередь, со стороны США в нарушении прав человека, неоколониализм и долговую ловушку. В таких сообщениях часто цитируют официальные лица международных организаций для подкрепления китайских позиций. При этом, несмотря на отсутствие глубокой адаптации, в аккаунтах разных стран все-таки происходит некоторая настройка под особенности аудитории. Так«подписчикам китайских посольств в арабских странах рассказывают о роли КНР в решении конфликта Израиля и Палестины и про празднование исламских праздников в СУАР».

Источник.


Кравцов К.С.

студент программы «Востоковедение», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия

Соболева Е.Д.

PhD (политическая наука), доцент кафедры исследований Китая, Юго-Восточной и Южной Азии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь