Адаптация информационного вещания российских каналов «большой тройки» к условиям медиарынка Республики Молдова

14.03.2024

Адаптация информационного вещания российских каналов «большой тройки» к условиям медиарынка Республики Молдова  

Свое исследование авторы начинают статистикой Центра независимой журналистики, согласно данным которому в 2021-м году в Молдове 65% респондентов каждый день использовали интернет, 52% составляли регулярную аудиторию телевещания, в пятерку самых популярных телеканалов входили два русскоязычных – NTV-Moldova и «Первый в Молдове».

Цель исследования, которую ставит перед собой авторы, – выявить специфику адаптации информационных выпусков российских каналов «большой тройки» к медиарынку Молдовы. Объект – современное информационное вещание России в Молдове, предмет – характерные черты, тематика и жанровое разнообразие эфира, особенности верстки новостных выпусков «Первого в Молдове», RTR-Moldova и NTV-Moldova.

Эмпирическую базу исследования составили выпуски вечерних программ: «Новости» «Первого в Молдове», «Вести-Молдова» и «Новости» на NTV-Moldova за 2021 г. В сезонные выборки вошли 20 программ каждого канала. Основной метод исследования – контент-анализ, дополнительный – два экспертных интервью (по 18 вопросов) с корреспондентами «Первого в Молдове» и NTV-Moldova.

На основе изучения полученных сведений авторы пришли к ряду выводов. Наиболее общей характеризует медиарынок Молдовы как действующий на основе несвободы СМИ. Телекомпании в большинстве своем находится в собственности бизнесменов и политиков; они вынуждены действовать в интересах собственников, что отражается на тональности подачи новостей.

Автором удалось выявить позитивную динамику программной политики двух каналов – «Первого в Молдове» и NTV-Moldova, которая определяются предоставлением эфирного времени простым гражданам. Благодаря этой уникальной по своей сути возможности русскоязычные жители вестернизируемой Молдовы могут открыто говорить в сюжетах информационных передач о недостатках узурпировавшего власть строя, критиковать действия президента М. Санду и ее команды.

В Заключении авторы суммируют информацию, описывающую ключевые особенности информационного русскоязычного телевещания в Молдове. Первой из них стала самостоятельность в адаптации и создании информационных материалов при частичной ретрансляции из России. Так следом за вечерним выпуском новостей на «Первом в Молдове» транслируется программа «Время»; «Вести-Молдова» включают в себя укороченные версии сюжетов и репортажей российских «Вестей»; вечерние «Новости» NTV-Moldova состоят из материалов автономных содержанию «НТВ Сегодня».

Второй особенностью вещания русскоязычных телеканалов в Молдове стала политизированность эфиров, проявляющаяся в негативной трактовке действий властей и поддержке пророссийской Партии социалистов Республики Молдовы. Далее, отличается неширокий географический охват новостной повестки, освещающей в основном события в столице, крупных городах и в селах Гагаузии.

Авторы указывают на явное присутствие криминальной тематики (коррупция, кражи, судебные разбирательства), политических «играх»  различных партий, социальной проблематике страны. Зарубежная же информационная повестка представлена в выпусках слабо. Основным жанром эфирных материалов оказывается сюжет и БЗ (без звука), что объясняется недостатком квалифицированных корреспондентов для работы в более сложном жанре репортажа. Дефицит кадров и, соответственно, малочисленность редакций вынуждают ведущих в студии и далее – в титрах – не указывать имена авторов сюжетов во избежание повтора фамилий.

В эфирах отмечается присутствие собственных спецрубрик: «Короткой строкой» (RTR-Moldova, NTV-Moldova), «Международный обзор» (RTR-Moldova), «Краткий обзор происшествий» («Первый в Молдове»). Серьезные ограничения в качестве информационных продуктов связаны с недофинансированием редакций, что приводит, в частности, к обмену видеоматериалами между каналами. 

В целом, заключают авторы, проведенный анализ позволяет утверждать, что русскоязычный телеэфир в Молдове обладает рядом аутентичных особенности, свойственных всему телевидению Республики. Также полученные выводы позволяет судить о невысоком уровне развития рынка телевещания, что объясняется не только внутренними, но и внешними факторами.

Источник.


Тихонова О.В.

кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Слободянюк А.А.

аспирантка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь