Возможности использования политической экономии коммуникации в российской теории медиа
Вторая парадигма – критическая. В данном случае, определяя понятие медиа, акцент делается на экономические и политические классовые интересы, которые стоят за любым решением и действием, связанным с той или иной коммуникацией. В этой связи выделяют такие элементы коммуникации, как «кто говорит», «что говорит» и «через какой канал».
Несмотря на то, что «российский капитализм» развивается уже более тридцати лет, в отечественной теории медиа по-прежнему не применяется критический политэкономический подход. Связано это с нерешенными вопросами в российской социологии и общими тенденциями социально-экономического функционирования страны.
Критический анализ политэкономии медиа можно встретить только в работах зарубежных авторов, российские исследователи в теории медиа затрагивали только олигархию. Но сегодня актуальность этого понятия снизилась.
Авторы приводят в качестве примера свое исследование интересов собственников НТВ, РЕН ТВ и «Пятого канала» (основным акционером «Национальной Медиа Группы», которой принадлежит РЕН ТВ и Пятый канал, является миллиардер Юрий Ковальчук). Проанализировав дневные выпуски новостей, авторы сделали вывод о том, что эфирный ресурс используется собственниками телеканалов неэффективно с экономической точки зрения
В стране все еще не сформирована рыночная система, центральным элементом в ней по-прежнему остается государство. В постсоветский период произошли раздачи огромных объемов собственности – от квартир до крупнейших предприятий. Государством сформированы определенные социальные сословия, при этом масштабы «власти» определяются сегодня масштабами собственности. Таким образом, социальное неравенство, присущее современной России, подразумевает немонетарную систему взаимных обязательств внутри сословий (протекция и семейные кланы). В качестве примера акта внутрисословной коммуникации приводится появление Михаила Ковальчука в новостных эфирах телеканала его родного брата, Юрий Ковальчука.
Медиаресурсы также «раздавались» государством. Владельцы медиаактивов выполняют свои статусные задачи так, что обеспечивают решение идеологических задач, связанных с пропагандой, то есть обеспечивают межклассовую коммуникацию, понятную для традиционной политэкономии. Но осуществляют собственники не редко и внутриклассовую коммуникацию – чтобы донести информацию до «своих», «нужных» людей. То есть такой ценный ресурс, как федеральный телеканал, используется владельцами в личных интересах. Чтобы понять российскую специфику медиа и коммуникации, необходимо применять политэкономический инструментарий. Отечественную теорию медиа важно также дополнить полноценным социальным контекстом.
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
выпускница аспирантуры факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, редактор программ детско-юношеского телеканала «Карусель»
связь