Социальные медиа в период парламентских выборов 2019 г. на Украине

Социальные медиа и, в частности, социальные сети могут не только напрямую влиять на политическую повестку, но и формировать её. Благодаря им, люди получают доступ к информации, которая не распространяется в официальных СМИ. В периоды революционной активности сетевые ресурсы мобилизуют людей, призывая участвовать в митингах и протестных акциях, объявляя сбор денежных средств. Это можно было наблюдать и в период Арабской весны, и во время «Twitter-революции» в Молдове, и в ходе оппозиционных выступлений на Манежной и Болотной площадях в Москве. 

Большое количество интернет-сообществ с политической повесткой было создано  в Украине в 2013-2014 г.г., когда шла подготовка к Евромайдану. После смены власти активность большинства этих площадок снизилась, а многие и вовсе перестали существовать. 

Вновь эти социальные медиа активизировались в 2019 г. – во время подготовки к президентским выборам. Но, в отличие от времён Евромайдана, на этот раз паблики в соцсетях не призывали участвовать в протестах, а информировали о выборах, освещали события жизни кандидатов, их политические программы и призывали прийти голосовать. Были задействованы все соцсети - «ВКонтакте», Facebook, Twitter, «Одноклассники», каналы в Telegram и на YouTube. 

Формат подачи информации был вполне традиционным. Лучше всего воспринимались сообщения в виде текста и картинки либо текста и ссылки. В качестве визуальных элементов, в основном, использовались фотографии, реже – инфографика и скриншоты. И практически совсем не были задействованы столь популярные в российских политических пабликах демотиваторы и мемы. Материалы украинских блогеров на YouTube также имели свою специфику. Например, кликбейтные заголовки - «Ты вор! Когда Зеленский уволит Кличко с должности?», «Скандал! После выборов Порошенко не ожидал от Зеленского такого удара!» и др. В предвыборный период YouTube стал площадкой, где размещались аналитические материалы. Посты в соцсетях были, в основном, информационными. Большинство из них посвящалось самим выборам или тому, что может повлиять на их результаты. 

Главными героями публикаций вполне ожидаемо стали известные политики, хотя довольно большой процент публикаций анализировал ситуацию в стране в целом, без упоминания конкретных имён. Авторы пабликов, в большинстве своём, были настроены критически, причём, вне зависимости от того, чью сторону они занимали. В «Одноклассниках» ругали Зеленского, в Telegram и на YouTube – Порошенко. Относительно нейтральным оставался Facebook. Там, в основном, публиковали новости.

Активно использовали социальные медиа и сами кандидаты, прошедшие во второй тур, - В. Зеленский и П. Порошенко. Штаб Зеленского сделал акцент на Instagram и YouTube, где, благодаря сериалу «Слуга народа», уже сформировалась большая лояльная аудитория. А в день выборов призывал присылать информацию о нарушениях законодательства через мобильное приложение или чат-бот в Telegram. 

В предвыборный период социальные медиа иногда использовались как площадка для призывов к определённым действиям или организации оффлайновых мероприятий. Но после выборов необходимость в мобилизации масс отпала, и такие посты перестали появляться.

Но социальные медиа продолжают играть важную роль в политической коммуникации. Политики используют наиболее популярные платформы, чтобы информировать людей о своих действиях, делать официальные заявления, получать обратную связь от населения.



Зуйкина К. Л.

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Соколова Д. В.

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Возврат к списку



Наши научные издания
Обратная
связь